Возращение с войны — еще не мир. «СамАрт» представил премьеру по Андрею Платонову


Возращение с войны — еще не мир. «СамАрт» представил премьеру по Андрею Платонову

Заглавное произведение спектакля, обретшее плоть и кровь на новой сцене театра, — это рассказ «Возвращение» Андрея Платонова, одного из самых блестящих писателей ХХ века, — история о герое, вернувшемся с Великой Отечественной войны. Четыре года бравый гвардии капитан Алексей Иванов не был дома: прошел всю войну, пока на малой родине ждали его жена и двое детей. Но в дороге встретил герой двадцатилетнюю милую Машу, вот и откладывал радостный и тревожный час свидания с семьей. А жена Люба тем временем работала на кирпичном заводе, только по ночам бывала с детьми, и, когда муж вернулся, стеснялась его. Что-то мешало Иванову чувствовать радость своего возвращения… А так важно, чтобы герой вернулся не только к семье, но и к самому себе.

Радует, что новый спектакль «СамАрта» стал не очередной военной драмой или патриотическим маршем на сцене, а человеческим высказыванием, рассказом о жизни фронтовика, который вышел в путь и будет долго возвращаться к себе и к миру, ибо путь этот неоднозначен.

«Ты читай буквы, а не смотри на небо, там никого нет…» — слова героя спектакля, мальчика Петруши, обращенные к сестре, опровергает само действие. Это история о тех, кто пришел с войны, но с трудом обретает себя в мире. То есть речь как бы и про день сегодняшний. Его герой приходит с Великой Отечественной. А может, не такой уж он и герой на общем фоне. Вот и сын ему говорит: «Мы думали, у тебя вся грудь в орденах, а их только два. Маме тоже пришлось нелегко». Но отец так и не может оставить бой: «проще ведь быть солдатом», чем жить в мире. Теперь вот воюет со своими близкими», — поделалась одна из зрительниц.

Уверена, многие будут не согласны с такой позицией (но для начала нужно спектакль обязательно посмотреть). Но то, что мир не состоит из абсолютного добра и зла, очевидно. Даже паровоз на сцене меняет свое обличие в зависимости от контекста. Он то грузный труженик железной дороги, то символ победы, то превращается в заводскую печь или обшарпанный дом для рабочих. И вот чудо — в храм, да еще с намеком на европейскую готику.

Эта многообразная сценография — труд художника Семена Пастуха, который более 10 лет служил главным художником Санкт-Петербургского Малого театра оперы и балета, оформлял спектакли в Нью-Йорке, Осло, Токио, Сеуле, Тель-Авиве, Софии, Будапеште. А теперь трехкратный лауреат «Золотой маски» порадовал самарцев ярким «Возвращением», безошибочно попав в платоновский постапокалиптический взгляд на мир и пронзительную правду писателя.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.