Востребована ли у российских читателей краеведческая литература


Востребована ли у российских читателей краеведческая литература

Игорь Сасим — известный в Благовещенске человек. Как чеканщик он приложил руку ко многим знаковым объектам города: создал часы на фасаде областного краеведческого музея, поработал над памятником в честь награждения Амурской области орденом Ленина. Сейчас занимается рекламным бизнесом, за счет которого спонсирует свое хобби — книгоиздательское дело. О том, какие книги выпускает, а каким по определенным причинам не дает ходу, Игорь Сасим рассказал «РГ».

Игорь Михайлович, времена для книгоиздателей сейчас непростые. Но над новинками все же работаете?

Игорь Сасим: Наше издательство продолжает жить и выпускать книги. Их поток не уменьшается, хотя стоимость печати выросла в разы, а тиражи упали. Сейчас в работе шесть изданий. Первое — сборник лесных рассказов для детей «Амурская кладовая». Автор Виктор Волчков, к сожалению, уже умер. Он был моим хорошим знакомым. Его сын принес три ранее изданные книги. Оттуда мы взяли рассказы, которые можно представить детям. Следующее — «Албазинские очерки» игумена Игнатия, живущего в селе Албазино. Книгу можно отнести к краеведческой тематике. Это небольшие рассказы, но их достаточно много, более 200. Издание красочно проиллюстрировано, в нем много фотографий, исторической тематики. Мы долго искали финансирование, и недавно эта книга вышла в свет. Кроме того, работаем над несколькими сборниками стихов. Я просто не успеваю вычитывать все.

И как главный редактор работаете?

Игорь Сасим: Так себя не обозначаю. Я — директор издательства. Но редактировать приходится лично. Это обязательно — мы не все подряд публикуем. Если наш коллективный разум с чем-то не согласен, то не даем хода книге.

То есть у вас есть своя, внутренняя цензура?

Игорь Сасим: Понимаете, есть и низкопробная литература. Мы за нее либо не беремся, либо не ставим «клеймо», что это наше издательство выпустило. Но если просят: «Это только для нас, автор — 90-летний старичок», иногда идем навстречу. Понимаем, что заказанные 15 экземпляров осядут только в одной семье. Но в целом, в книгах иногда бывают такие мысли, которые, по нашему мнению, нельзя выпускать. У нас православное мировоззрение. Оно сразу отсекает очень многие «поползновения».

В самом издательстве работают три человека. Плюс есть типография, где трудятся печатники и дизайнеры. Численность коллектива — от 10 до 15 человек.

Знаю, что вы очень близко дружите с некоторыми из ваших авторов…

Игорь Сасим: Один из них — земляк из Белоруссии Александр Курако. Мы с ним сошлись и подружились уже на амурской земле. Причем, в поэтическом баттле. А в дальнейшем он решил попробовать себя в детской прозе. Писать просто веселящие рассказики было бы не совсем правильно. Нужно направлять на верную дорогу на положительных примерах. И мы предложили Саше описать историю Приамурья и Благовещенска доступным детям языком. Заронили в него зерно, и он пришел к нам с книгой «Окно времени». Придумал героиню — десятилетнюю девочку Дашу, которая через «окно времени» попадает в различные исторические события. Это такие увлекательные приключения — просто не оторваться! Первая часть вышла года три назад, вторая — в прошлом году, а сейчас готовится к изданию третья.

Самая запомнившаяся книга, над которой вашему издательству довелось работать?

Игорь Сасим: Наверное, «Муравьев-Амурский» Афиногена Васильева. Рукопись романа обнаружил внучатый племенник атамана Семенова Никита Семенов в Российском государственном архиве литературы и искусства. Текст оказался неудобочитаемый: присутствовали и помарки, и кляксы, и неразборчивые слова. Большое количество людей участвовало в расшифровке. Иллюстратором выступил Владимир Зеленев из Санкт-Петербурга.

История нашего с ним знакомства очень интересна. Когда-то Саша Курако занимался строительством храма Ксении Петербургской в Благовещенске. Нужно было украсить его мозаичными иконами, но мастеров найти не удалось. Тогда Александр решил сам обучиться этому ремеслу и поехал в Москву. В столице это сделать не удалось, и он отправился в Петербург. Там нашел мастеров-мозаичников, которые согласились его обучить. Так познакомился и подружился с Владимиром Зеленевым. Когда они расставались, уже в аэропорту, Саша признался, что он поэт и писатель. А Зеленев — что художник-иллюстратор. Выяснили они это буквально у трапа. Договорились, что Саша покажет ему свои книжки, а Владимир бесплатно их проиллюстрирует.

Таким образом и началось их сотрудничество. Впоследствии с Зеленевым стали работать и мы. Первая книга с его рисунками — как раз «Муравьев-Амурский». А потом выяснилось, что Зеленев учился в академии имени Штиглица у Василия Муравьева-Амурского, правнучатого племянника графа. Совершенно случайно совпало так, что они оба приложили руку к одной и той же книге (Василий Сергеевич написал предисловие), изданной в Благовещенске. Настолько переплетено все! Родственник генерал-губернатора Восточной Сибири вырастил иллюстратора для романа о своем знаменитом предке.

Какие еще интересные книги вы выпускали или планируете издавать?

Игорь Сасим: Мы переиздали книгу Василия Муравьева-Амурского «500 лет служения России», посвященную истории их рода. Надо сказать, издания краеведческого характера пользуются спросом у музеев. Например, мы отправили книги в музей имени Арсеньева на выставку, посвященную Николаю Муравьеву-Амурскому.

Еще из краеведческих новинок — «Тайна архиерейской дачи». Чтобы заполучить авторские права, я два раза ездил в город Свободный, пытаясь разыскать родственников писателя Аркадия Иванова. Познакомился с его 85-летней женой. Она очень обрадовалась, что появилось издательство, готовое за свои средства издать книгу мужа. В Свободном я также разыскивал родственников Геннадия Фролова, автора книги «Доля». В ней рассказана история человека, который в годы Великой Отечественной войны рос без мамы и папы. В конце концов он сумел найти свою семью. Пока я читал, плакал… Это то, что пока планируется к изданию.

У нас есть серия «Амурские волки» (современная, не путать с дореволюционным бестселлером!). Она написана Михаилом Бушуевым, охотником, который 30 лет безвылазно жил в тайге где-то на границе Амурской области и Хабаровского края. Мы с автором ни разу не виделись. Знаем, что он выбирался в цивилизацию закупиться на год вперед — и снова в тайгу. Там и писал книги, настолько интересно, что многим есть, чему у него поучиться. К сожалению, в нынешнем году этого самобытного писателя не стало.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.