В Тюмень привезли редкую графику Василия Кандинского


В Тюмень привезли редкую графику Василия Кандинского

Третий сентябрь подряд Тюменский музейный комплекс имени Словцова принимает экспозицию коллекционера из Санкт-Петербурга Павла Башмакова. В 2021 году пятый этаж был отдан сюрреалисту Сальвадору Дали, в прошлом сезоне — модернисту, авангардисту Марку Шагалу, и вот теперь Василий Кандинский, вернее, его редкая графика раннего периода, недавно экспонировавшаяся в Оренбурге.

Передвижной проект в честь маэстро абстракции организовали по просьбе региональных площадок. Обычно бывает наоборот — галерея задает тон. До начала февраля посетителям музея обещают погружение в «Цветозвуки» с обязательным осмыслением новаторских приемов мастера, чьи корни вообще-то из сибирских мест: некогда фамилия Василия Васильевича писалась через «о», а Конда, между прочим, река в Югре, левый приток Иртыша. Да, он потомок правителей мансийского Кондинского княжества.

Главная фигура для художника — круг, потому что только он имеет четвертое измерение
Итак, словцовские хоромы, премьера вернисажа с квартетом Тюменской филармонии, множество гостей, в первых рядах — рисующая молодежь: глаза жадные, смелые. Любопытство объяснимо: Кандинский слыл неподражаемым экспериментатором, и сейчас такие товарищи впереди остальных. Жаль, только два зала на 60 рамок, притом раньше работами Дали и Шагала заполняли все пространство. Павел Башмаков объясняет: Кандинского тяжело добывать.

— Я не могу позволить часто покупать масло — другая ценовая категория. А в графике, например, есть определенные лакуны, которые мне, к счастью, известны… Но в целом графическое наследие этого художника и не так велико, как у других. Периоды Баухауса и Парижа, по сути, собраны полностью. Можно поискать что-то из начального, — рассказал коллекционер.

К попыткам и в принципе успешным экспериментам Кандинского связать тугими узелочками цвет и музыку, чтобы объяснить свои чувства, зритель во все времена относился по-разному. Но точно не оставался равнодушным. Художнику предстояло стать юристом, он даже был им непродолжительное время, но выставка импрессионистов в Москве в 1896 году и особенно «Стог сена» Клода Моне повернули его на творческую дорогу. А дальше — дело воли, страсти, увлеченности. Наконец, вера в свою сверхспособность слышать цвет и видеть звук, которой, по некоторым данным, обладаеют только восемь процентов землян. От предметной живописи и графики (главенствует символ-всадник, прорубающий дорогу к искусству мечом) до лирического геометризма, а затем к биоморфной абстракции — таков путь мастера. Каждый трансформационный период удивителен, но геометрия все же стоит особняком.

— Главная фигура для Кандинского, самая сильная, по его мнению, — круг, потому что только он имеет четвертое измерение. Это уже наполненность, которая распирает его изнутри, — ведет экскурсию Башмаков.

— А ведь он и для Тюмени кое-что сделал, — шепчет на ухо подружке студенточка с косицами.

Коллекционер подхватывает: Василий Кандинский входил в комиссию, распределявшую работы именитых художников по регионам молодой Советской республики. Скорее всего, его «Композиция» по его же воле попала в Тюмень.

Кстати, сейчас полотно выставлено по соседству с «Цветозвуками» — в «Шедеврах художественной коллекции», открытых по случаю дня рождения Тюменской области месяц назад. Павел Анатольевич говорит, что надеялся на встречу Кандинского с… Кандинским, чтоб разместить и свое, и местное в одной локации, но вносить сумятицу в такой помпезный проект, как «Шедевры», неуместно. А в тюменских черновиках галериста на следующий сентябрь значится Пикассо. Похоже, в городе устанавливается прекрасная традиция встречать желтолистую осень.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.