В Смоленске открылась выставка «Палитра года-2017»


В Смоленске открылась выставка «Палитра года-2017»

Экспозиция представлена в смоленском Доме художника. Это ежегодный итоговый смотр достижений живописцев, скульпторов и графиков, задачами которого являются показ их профессионального мастерства и стимулирование творческих поисков.

«Самая лучшая работа находится в коридоре, — шепнул мне на ухо один из посетителей выставки. — Там такой маленький человечек на зеленом фоне и схема возле него. Пойдем покажу». Это оказался казенный указатель выхода и план эвакуации при пожаре — в контексте современного искусства воспринимается вполне концептуально. Посовещавшись, решаем — надо приклеить бирку с названием и фамилию автора. Никто подставы не заметит, а мы внесем свою лепту в творческий процесс. Шутка старая, но актуальности не теряет.
Однако красота требует жертв. Основное условие участия в выставке — художник должен представить работы, созданные в этом году либо в другие годы, но ранее не выставлявшиеся. Подать заявку мог любой желающий, а окончательным отбором занимался профессиональный комитет. В результате около 200 работ 120 авторов составили яркую и разнообразную экспозицию, разместившуюся на двух этажах Дома художника.
Трудно анализировать такое большое количество произведений. Остановимся на тех, которые несут в себе особое визуальное и смысловое содержание и выделяются из традиционного набора разномастных пейзажей, портретов и натюрмортов.
Центральное место в экспозиции занимает картина «Река» Александра Романова. Стилистика этого автора вполне вписывается в современную эстетику — фотографические сюжеты, исполненные в классической живописной манере, вполне можно отнести к современным тенденциям. «Река» интересна композицией и метафоричностью — вода подмывает берег (аллегория времени), на котором фигуры двух персонажей на скамейке (взрослый мужчина и ребенок с красным шариком) расположены спиной к зрителю (удалились от суетного мира). Есть повод пофилософствовать.
Обращает на себя внимание живописный портрет поэта Евгения Евтушенко «Жить и жить бы на свете…» (работа Вяче-слава Самарина). В этой картине художник изменяет своему суровому стилю — барский перстень на пальце доминирует в образе, вызывая ассоциации с богатством отнюдь не духовного свойства. Возможно, автор сознательно акцентирует внимание на этом элементе китча — Евтушенко при жизни нередко упрекали в пижонстве и безвкусии, наряду с признанием его несомненного таланта. В итоге картина воспринимается как помпезный портрет олигарха советской литературы с элементами мелодраматического психологизма, должного вызвать у сердобольного обывателя скупую слезу.
Работа, выделяющаяся из общего салонного стандарта, — «Натюрморт с черепом» Нины Агеевой. Мрачные темы непопулярны у смоленских художников — всем хочется радовать глаз. Однако череп — символ не только смерти, но и мудрости, к тому же является основой анатомического рисунка. Во все времена этот образ художники использовали, чтобы подчеркнуть скоротечность жизни и временность присутствии на земле.
Многие из присутствующих на выставке отметили две работы Валентины Пахомовой из серии «Женщины». В них художница выступает в не свойственной для себя манере, используя для раскрытия темы необычное сочетание графических приемов.
Пастель Александра Зорина «Спиртзавод. Яново» впечатляет своей выразительностью при скупой цветовой гамме. Художнику удалось передать обшарпанную значительность заводских строений, которые растворяются в алкогольных парах, как средневековый замок в тумане.
Константин Павлов работает в модной ныне стилистике быстрой живописи, которой свойственны потаенное смысловое содержание и нарочитая небрежность исполнения. В картине «Опыт искусственности в пятницу 17 ноября» художник буквально выплескивает красками на холст сиюминутные образы подсознания. Живописные линии и пятна формируются в сюрреалистичный сюжет, вызывая необъяснимые ассоциации.
На первом этаже в центр экспозиции высадился десногорский десант в лице Валерия и Евгении Власовых. Их работы вносят долю патетики, но воспринимаются как прямолинейная реакция на социальный заказ — патриотизм вновь востребован. Тема войны у Евгении в натюрморте «Последняя песня» трактуется слишком постановочно. Банальный метафорический ряд (пробитая каска, граната, гармонь, сапоги и бумажные журавлики, как символ мира и добра) должного внутреннего отклика не вызывает. Исторический «Княжеский натюрморт» Валерия воспринимается как набор музейных экспонатов — интрига отсутствует, хотя исполнено добротно, вполне может стать оформительским элементом какой-нибудь исторической выставки или административного кабинета…
От «Золотой поры» Никиты Москалева веет пожухлой эстетикой романтического реализма застойных времен. Таким благолепным единением природы и человека в те времена пестрили молодежные выставки и страницы журнала «Юность».
В целом нынешняя «Палитра года» вызывает расплывчатые впечатления. Кажется, что работам тесно в стенах Дома художника — они расположены слишком плотно. Авторы не могут показать серийные и масштабные проекты, некоторые из них предоставили не самые лучшие свои произведения. При наличии выставочных площадей в КВЦ им. Тенишевых вполне логично было бы устраивать подобные ежегодные смотры именно там. Выставка могла бы объединить одновременно и художников, и дизайнеров, и фотографов. Думается, это может стимулировать творческих деятелей различной профориентации на взаимодействие и создание совместных проектов на стыке различных жанров и направлений.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.