В Большом театре подвели итоги Московского международного конкурса артистов балета


В Большом театре подвели итоги Московского международного конкурса артистов балета

XIV Московский международный конкурс артистов балета, что с конца прошлой недели проходил в Большом театре, завершен. Его итоги — 5 золотых, 11 серебряных и 11 бронзовых медалей. Основную награду — Гран-при, как и ожидалось, не присудили, хотя дебаты по этому поводу велись среди судейства при подведении итогов ожесточеннейшие. Сэкономили и на золоте: золотые медали не присуждены девушкам и юношам в дуэтах по младшей группе, и женщинам соло в старшей. Здесь жюри могло бы быть более щедрым. Неожиданности возникли только в мужской старшей группе, всё остальное предсказуемо, и «МК» в своих репортажах с конкурса почти со всеми будущими лауреатами читателей уже познакомил…

Но обо всем по порядку. Начнем с младших. Тут безоговорочная и безальтернативная победа у выдающегося второкурсника Московской академии хореографии Макара Михалкина – интервью с тогда ещё только предполагаемым победителем «МК» опубликовал в отчете о II туре. Ему семнадцать, восемнадцать исполнится в сентябре. Танец у Макара наполнен юношеским обаянием, удлиненные линии ног добавляют ему эстетическую красоту, а изящность и точность исполнения — очарование.

Макар, очень волнуется, в ожидании результатов. За окном ночь, а оглашения итогов всё нет и нет… Жюри два часа мариновало будущих победителей неизвестностью. Это ещё не награждение, которое в этот раз состоится почему-то не на сцене Большого театра, а в Бетховенском зале, на следующий день…

Прямо на полу, на ковровых дорожках Большого императорского фойе Исторического здания театра (раньше его называли Белым фойе), невдалеке от белого рояля и Царской ложи, разлеглись в томительном ожидании ученики вагановской академии. Лука Добош, новый ученик и.о. ректора Вагановской академии, с которым и.о. общается, как говорят, исключительно по-французски, потому что мальчик ещё не выучился русскому, расположился на подоконнике. Ведущий прямой трансляции Геннадий Янин уже обо всем, кажется, рассказал, и не зная, чем ещё развлечь нервничающую публику, начинает крутить фуэте.

А я рассказываю Макару, чтоб как-то отвлечь его от переживаний, почему музыка в вариации «Лебединого озера» Григоровича, которую он блестяще станцевал в III туре, другая, чем в традиционной мариинской версии Сергеева. Макар слушает рассеянно: все его мысли в итогах конкурса — каковы они будут.?Время почти 2 часа ночи, но вот секретарь жюри, наконец, поднимается по мраморной лестнице и оглашает результаты…

Итак, золото у Макара Михалкина. Хотя на III туре в вариации из «Дон Кихота» он всё же допустил небольшую ошибку и споткнулся. Румын Лука Томош и англичанин Тайга Кодама-Помфрет оттеснены на второе место. Они очень перспективные, но Макару объективно уступали. Тут всё по-честному. Хорошо выступал на конкурсе и Иван Одинцов из Якутии. С мальчиком из Южной Кореи Чхон Чжоном он поделил третье место.

Победительница среди девушек в младшей группе – Мария Кошкарева. Это она виновница столь длительного ожидания. Говорят, её упорно тянули на Гран-при (оттого так задержалось объявление результатов). Тянули, тянули, да не вытянули… Большинство из членов жюри высказалось против.

Она из Вагановской академии, и правда прелестна. На III туре Мария блестяще выступила в вариации Царицы вод из балета «Конёк-Горбунок» и её уже пригласили в Мариинский театр стажером. Хотя о Гран-при конечно не могло идти и речи. Серебряные и бронзовые лауреатки по младшей группе тоже из «Вагановки» — Ярославна Куприна и Камила Султангареева.

По дуэтам в младшей группе золота не дали никому, хотя тут как раз имелась уникальная и очень музыкальная девочка из Перми — Валерия Кузнецова, в итоге получившая серебро, хотя золото она вполне заслужила. Но в жюри нет пермских представителей (на II туре из-за этого возник скандал: засудили двух премьеров пермского балета), поэтому сокурсница Валерии Кузнецовой — Дарья Чугунова только на третьем месте. Её не участвовавший в конкурсе партнер Лев Копылов заслуженно получил премию за партнёрство. Другая премия за партнёрство у Олега Мангадаева, танцевавшего с Валерией Кузнецовой.

У старших в дуэтах диспозиция на III туре неожиданно поменялась. Тут на протяжении всего конкурса лидировали две пары: Мария Ильюшкина и Никита Корнеев из Мариинского театра, и Лири Вакабаяси (Япония) и Кубаныч Шамакеев (Казахстан) из Челябинского театра оперы и балета им. Глинки. В противоположность мариинским танцовщикам, берущим изысканностью и отточенностью деталей, у них броская и эффектная манера танца. Кубаныч Шамакеев демонстрирует завораживающую красоту поз, бесшумность виртуозного прыжка. Лири Вакабаяси – с ним на контрасте, грацию и беззащитность.

У Никиты Корнеева есть что-то общее в облике и манере танца с легендарным танцовщиком Юрием Соловьевым. Но его история для танцовщика прославленной Мариинской труппы не очень типична. Ему двадцать пять, он родился в Москве, но окончил отнюдь не Московскую или Вагановскую академию, а знаменитую школу Джона Крэнко в Штутгарте. Однако делать карьеру на Западе не стал. Вернулся на родину. Ещё «второй солист» в официальном табеле о рангах Мариинского театра, он уже перетанцевал почти весь премьерский классический репертуар. Правда в балетах Григоровича ещё не танцевал сольные партии. Вместе с Марией Ильюшкиной он дебютировал в адажио из его балета «Легенда о любви» как раз на третьем заключительном туре конкурса. Григорович его и подвел. В «Легенде о любви» он только со второго раза смог выполнить знаменитую гимнастическую поддержку из третьего акта этого балета, когда партнершу, которая держится за пояс партнера, тот поднимает вниз головой и она раскрывает ноги в эффектнейшем воздушном шпагате. Поддержка действительно суперсложная, и от случайностей тут никто не застрахован. Она и стоила танцовщику серебряной медали, на которую он объективно претендовал.

В результате Никита Корнеев оказался бронзовым призером, поделив это место с Кубанычем Шамакеевым, который переволновался и танцевал значительно ниже своих возможностей (видел его не на одном конкурсе). И ему, и его партнерше Лири Вакабаяси, тоже получившей бронзовую медаль, помешала масштабность сцены Большого театра. Привыкшие танцевать на маленькой челябинской сцене, они просто не сумели охватить масштаб легендарных подмостков.

Что же касается Никиты Корнеева, солист Мариинского театра не только виртуозно танцует, особенно хорошо показывая мелкую технику (что продемонстрировало его выступление на первом туре в «Большом классическом па» Обера-Гзовского). Он мыслящий артист. Несколько больше претензий к танцу восходящей звезды Мариинского театра Марии Ильюшкиной. Её исполнение эффектно, в нем чувствуется стиль, но детскость облика и некоторая искусственность манеры, мешают им наслаждаться. Зато в «Раймонде», да ещё на Исторической сцене, и она, и её партнер были бесподобны. Искусственность и детскость куда-то пропали, на место им пришла царственность и широта танца. Первое место досталось ей по праву.

Совершенно неожиданно на первое место у мужчин в дуэтах вышел Вагнер де Карвалхо из Бразилии. Премьер казанской труппы, окончивший бразильскую школу Большого театра в Жоинвилле, вместе со своей партнершей-бразильянкой Амадой Гомес настолько органично показали на III туре адажио Спартака и Фригии из 3 акта балета Григоровича, что, попутав всем карты, завоевали в итоге призовые места. Он получил золото, она серебро, разделив его с необыкновенно техничной танцовщицей из Красноярска Еленой Свинко, тоже произведшей со своим партнером Марчелло Пелиццони в па-де-де из нового стилизованного под старину балета Сергея Боброва «Катарина, или дочь разбойника» сенсацию.

Как и предсказывал «МК» у женщин в соло лидировали имеющая собственную неповторимую индивидуальность Анастасия Смирнова из Михайловского театра, и красавица-казашка Малика Ельчибаева, поделившие в итоге серебро. Золото в старшей женской группе опять же присуждать не стали.

Читайте также

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: