Оптимистический… «бал монстров» в Смоленске


Оптимистический… «бал монстров» в Смоленске

Человеческая природа причудлива, капризна и мстительна, люди чаще всего глухи и жестоки друг к другу, они склонны к насилию… И все же не безнадежны! Так думает и об этом пишет ирландский драматург Мартин МакДонах. Пишет беспощадно правдиво, горько и очень смешно. Его пьесы глубоко духовны, они дышат любовью к человеку и с болью за него.
В «Королеве красоты» смертельно воюют за свое счастье старая беспомощная мать и одинокая и несчастная дочь. Темперамент у обеих героинь зашкаливает все мыслимые пределы, поэтому разборки выглядят то фарсом, то настоящим «кухонным боевиком». В ход идут любые средства, от банальных скандалов до демонстрации бумаг из психбольницы и обливания кипящим маслом…
Теперь и у смолян есть возможность познакомиться поближе с творчеством МакДонаха – 15 февраля на Малой сцене драмтеатра состоится премьера трагикомедии «Королева красоты», которую ставит Олег Кузьмищев.
— Я не слышал прежде о Мартине МакДонахе, — признался Олег. — Как-то в разговоре Андрей Курганов посоветовал прочесть пьесу «Королева красоты». Андрей увлекается западной драматургией, он же не только в драме играет, но и в театре «Миракль» работает, а там собрались большие любители современных европейских авторов. Ирландец Макдонах – достаточно молодой драматург, это его первая пьеса, написанная в 1996 году. Кстати, за «Королеву красоты» Макдонах удостоился премии Лоренса Оливье.
— И все же, чем обусловлен выбор пьесы?
— Зачем Достоевский написал «Преступление и наказание», почему герои его романов существуют на грани созидания и максимального личностного распада? Основной, волнующий человека вопрос, — какой избрать путь, балансируя на тонкой грани между нормой и аномалией, психическим расстройством. Пограничное состояние – и есть самое интересное в человеке. Вот что важно. Остальные, бытовые проблемы второстепенны, ничтожны и мелочны, их для того и ставят во главу угла в комедиях, чтобы высмеивать.
— Наконец-то мы увидим умную постановку. Уже устали смеяться. На большой сцене — два коммерческих, абсолютно одинаковых по содержанию спектакля – «Боинг-боинг» и «Слишком женатый таксист»…
— Руководство театра считает, что комедий в репертуаре вполне достаточно. Действительно, два года назад ощущалась нехватка развлекательного жанра, способного удовлетворить публику, которая пришла отдохнуть и посмеяться. Комедии дают театру возможность заработать деньги, но, в то же время, есть и положительный момент — касса позволяет подумать и о другой части зрительской аудитории, которая нуждается в интеллектуальной драматургии. Сегодня хочется эмоциональной встряски, серьезного разговора на вечные темы.
— Над сценографией вы работаете с художником Николаем Агафоновым. Как будет оформлен спектакль?
— Предельно просто. Бабочки и прозрачная разделительная стена, которая способствует универсализации двух миров.
— Пьеса построена на конфликте матери и дочери…
— Мне кажется важным затронуть вечную, тургеневскую проблему отцов и детей, не опускаясь при этом до буквального, плотско — физиологического, психического конфликта. Скорее, хочется поговорить о том, чего я могу требовать от ребенка, и что он может дать своим родителям… До каких пор ты имеешь право влиять на другого, зависимого от тебя человека, которого впоследствии ждет свой жизненный путь? Разве ты знаешь, что творится в чужой душе?
У нас была изначальная задумка назвать спектакль «Королева Лир», тем самым, приоткрыв взаимоотношения между матерью и дочерью, которую мать старается насильно удерживает, подминает под себя. Образно говоря, «Король Лир» наоборот. Но причина, почему мать ее не отпускает, остается между строк. Зрителю нужно будет «прочитать» этот невидимый текст и понять, почему все это происходит? Что заставляет дочь остаться с матерью?
— А зрителю захочется жить дальше после просмотра спектакля?
— А после спектакля «Ночь Гельвера» вам хочется жить? Скорее да, чем нет. Поступок героя пьесы потрясает духовной мощью! Если же говорить о Макдонахе, то этот драматург позволяет режиссеру ставить спектакль в жанре «черной» комедии, или трагикомедии. В его пьесе присутствуют элементы комедийности, как и в реальной жизни! Быть может, я кощунствую, но если со стороны понаблюдать за людьми, у которых в жизни произошла трагедия, они ведут себя порой предельно смешно… И вдруг, повторюсь, из смеха сквозь слезы неожиданно вырастает главный вопрос, закрученный в быте, в котором мы варимся ежедневно, куда-то спеша, зарабатывая деньги, тратя свои силы на совершенно несущественные проблемы! Главный вопрос, возникший с момента появления человечества, — как кость в горле, от него никуда не деться. Для чего ты существуешь на свете? И не пытайся прикрыться бытовой суетой, все равно тебе придется на него ответить. Впрочем, вопрос смысла жизни ставился тысячу раз, само словосочетание «смысл жизни» девальвировалось… Сильное понятие, но – затертое до дыр. Замусоленное. Сегодня говорить о нем бессмысленно, не хочется сбивать с толку людей.
— А что же для вас в таком случае важно?
— Поставить спектакль. Чтобы его увидели зрители. Будут ли они размышлять, над вопросами, затронутыми в спектакле?!
— Чем обусловлен подбор актеров – Инны Флегантовой, заслуженный артистки РФ Галины Круть и Андрея Курганова?
— Отчасти хотелось, чтобы они внешне были очень похожи. И не случайно в «Королеве красоты» Курганов играет двух персонажей — братьев. Один из них уже прошел большую часть жизненного пути, другому только предстоит его начать… Возраст, по большому счету, ипостась одного человека. скрывать не будем, только покажем, как он изменяется внешне и внутренне.
— Что скажете о музыкальном оформлении?
— Это очень личный момент, который нельзя обойти стороной. Музыка при прочтении пьесы должна придти изначально. Я вижу слова и вдруг неожиданно для самого себя задумываюсь: как создать нужную атмосферу спектакля? Я слышу композицию, необходимую для пространственного решения постановки, и только после этого начинаю конструировать, где она будет звучать, в каком качестве я наполню ею ткань спектакля. Музыка должна скреплять эту ткань, но ни в коем случае не отвлекать внимание зрителя. Необходимо четкое, дозированное соотношение! «Королева красоты» должна обрести современное звучание. На мой взгляд, попадание есть, — эмоционально, по гармонии стилизация, которую я подобрал, идеально подходит для ирландской пьесы.

Мартин МакДонах родился в районе Камбервелл в Лондоне, в 1970 году, в ирландской семье рабочего-строителя и уборщицы. Брат Мартина, Джон, пытался стать писателем. Эти попытки заставили Мартина попробовать писать самому. Первые два десятка радиопьес и сценариев были отвергнуты редакциями. Но в 1997 году пришёл успех: пьеса «Красавица из Линэна», написанная годом ранее за восемь дней, была поставлена на Бродвее и, помимо известности, принесла автору театральные премии «Evening Standard» и «Тони».

автор: Анастасия Петракова
«Рабочий путь» Смоленск

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.