На Южном Урале сделали ставку на развитие креативных индустрий


На Южном Урале сделали ставку на развитие креативных индустрий

Платье от нейросети
Над столом для кройки и шитья склонились женские головки. Московский модельер Ксения Герц, дизайнер двух брендов, проводит мастер-класс в аудитории Международного института дизайна и сервиса (МИДиС), ставшего главной локацией фестиваля «Креадром» в Челябинске. Ксения окончила пригласивший ее на эту встречу вуз, прежде чем начать профессиональное восхождение. 1,5 года назад она увлеклась созданием одежды с помощью нейросетей и стала одним из первопроходцев новой линии модной индустрии.

— В зависимости от сложности задачи искусственный интеллект способен генерировать модели одежды в самых разных вариациях и стилях. Он не устает, постоянно учится и шагнул уже так далеко вперед, что в мире стали проводить недели моды, где коллекции создаются только с помощью нейросетей, — рассказывает она.

К примеру, киберинтеллекту ставят задачу придумать красное платье в духе одного из известных модных домов — он предложит возможные формы. За модельером останется выбор и техническая доработка модели с учетом типа ткани и оборудования, которые есть в наличии. На этом этапе коммуникации человека и программы и происходит магия.

— Допустим, мы видим, что плохо ляжет складка или ткань не обеспечит нужную форму волана. Тогда вносятся коррективы в технический рисунок, дорабатываются нюансы, а затем изделие поступает в производство, — поясняет дизайнер.

Для креативных индустрий не существует стоп-факторов даже в кризисы: благодаря им появляются новые бизнесы, создаются рабочие места
Пока взаимодействие с машинным разумом требует такой подстраховки, но лет через пять картина может кардинально измениться. Недавно еще Ксения носилась с идеей создания более адаптированных к дизайнерскому ремеслу программ, искала специалистов. Вначале встретила прохладный прием, но через несколько месяцев уже услышала: «Это интересно». А сейчас IT-специалисты — среди ее убежденных сторонников.

Герц прогнозирует, что развитие «машинной» моды свернет на узкоспециализированную колею, и представители отрасли к этому по-своему готовятся. Вот и в Челябинск предприниматели приехали познакомиться с новыми форматами, например, представляющая бренд женской одежды Наталья Молодчая. А конструктор из Миасса Ирина Панюшина работает в компании, поставляющей продукцию для фармацевтики и биолабораторий. Кстати, генерация спецодежды с помощью ИИ видится особенно эффективной. Нужную картинку, скажем униформы для ресторана азиатской кухни, можно получить всего за 60 секунд.

Отметим: все созданное программой, находящейся в широком доступе, юридически никому не принадлежит. Бывали случаи, когда художники в судах пытались доказать, что нейросеть взяла за основу их модель, но продолжения этот спор не имел.

Испытание творчеством
Сфера моды — не единственная отрасль креативных индустрий. Эксперты относят к этому сегменту экономики по меньшей мере полтора десятка направлений, среди которых IT, дизайн, архитектура, музыка, кинематограф, гастрономия, маркетинг и реклама, медиа, библиотечная, музейная деятельность и т. д. Впервые о креативных индустриях как об особом секторе заговорили за рубежом в конце прошлого века, в России же — примерно через полтора десятилетия. Но странно, что до сих пор нет четкого общепринятого описания.

Федеральное минэкономразвития определяет такие индустрии как экономику культуры, или креативную экономику, объединяющую ориентированные на рынок предприятия. У вице-губернатора Челябинской области Ивана Куцевляка, курирующего креативные индустрии в регионе, свое видение.

— Это вечный вопрос, где заканчивается творчество и начинается бизнес, — говорит он. — В первом случае мы можем творить бескорыстно, во втором — должны выходить на создание интеллектуального продукта. Поэтому креативные индустрии — это сфера, где добавленная стоимость создается за счет оборота интеллектуальной собственности.

По словам вице-губернатора, сейчас это направление в числе приоритетов госполитики. Действительно, на федеральном уровне уже утверждена концепция развития творческих индустрий, регионам рекомендовано разработать для ее реализации свои меры. Они позволят создать нужную инфраструктуру, подготовить новые классификаторы экономической деятельности, ввести специальные налоговые режимы, льготы, расширить возможности ГЧП.

Без креативных индустрий вообще не перескочить в завтра: они формируют атмосферу для такого рывка. Причем для них не существует стоп-факторов даже в кризисы, поскольку опираются лишь на интеллект, благодаря чему появляются новые бизнесы, создаются рабочие места.

— Сейчас просто огромный спрос на идеи. После ввода санкций этот сектор начал бурно расти, — говорит ректор МИДиС Максим Усынин. — Требуется место, где творческие люди, бизнес и власть смогут обсуждать вопросы, связанные с импортозамещением, кадровым и технологическим суверенитетом.

Такой площадкой и стал международный фестиваль «Креадром», который в Челябинске планируют сделать регулярным.

Пять звезд дизайна
Агентство стратегических инициатив подсчитало, что вклад креативных индустрий в экономику России в 2020 году составил 4,98 процента ВВП — более 5,3 триллиона рублей, и их доля будет расти. Но эта сфера неоднородна — некоторые направления имеют больший потенциал для разных стран или регионов.

Эксперты полагают: в промышленном крае должен быть сильный индустриальный дизайн
Чем может выделиться Южный Урал? Учредитель Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив 2020 Ирина Текслер полагает: он способен сделать осознанный выбор в пользу промышленного дизайна.

— Нам ничто не мешает развиваться в этом ключе и быть впереди других, как в свое время сделал Красноярск, превратившийся в результате в гастрономическую столицу России. Теперь в сибирский город специально приезжают обучаться на официантов и поваров, — поясняет она.

Директор центра исследований и инновационных разработок Российского художественно-промышленного университета им. Строганова Сергей Смирнов тоже за такой подход: в промышленном крае должен быть сильный индустриальный дизайн, который распространяется на проектные решения, цифровые интерфейсы, внешний вид изделий.

Инструментом, увеличивающим добавленную стоимость, называет дизайнерский труд и Максим Усынин. Сравнительно небольшая доля в себестоимости товаров, которая приходится на «обертку», на самом деле значительно, иногда в разы, повышает потребительскую и коммерческую ценность изделий и, соответственно, прибыль компаний.

— Есть международный индекс, который показывает: бизнес, если не пренебрегает визуальным рядом, идет вдвое лучше. Когда спрашивают, нужно ли вкладываться в эти «художества», можно перефразировать: следует ли инвестировать в конкурентоспособность? — рассуждает ректор МИДиС.

Ковать кадры для творческой экономики — дело непростое, предупреждает Смирнов. Ирина Текслер также делает акцент на психологической перестройке.

— Меняйте периферийное мышление, будьте в центре событий, выступайте их генераторами! Пока мы ощущаем себя живущими на окраине, так и будем равняться на других, копировать их, что противоречит самому духу креатива. Но, если преодолеем этот барьер, жизнь изменится в лучшую сторону, — обращается она к молодежи.

Творческие индустрии называют катализатором перехода от сырьевой экономики к инновационной. Однако цифры убеждают, что и сами они становятся значительной частью экономики. По данным открытых источников, лидером стала Москва, где доля креативных индустрий в валовом региональном продукте в 2020 году составила 18,5 процента. Немного уступил ей Санкт-Петербург (12,6), Тюменская область достигла показателя 8,9, Костромская — 7. Южный Урал хочет занять в этом топе достойное место.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.