На фестивале китайского кино в Москве витал призрак СССР


На фестивале китайского кино в Москве витал призрак СССР

Директор Национального музея кино Китая Чэнь Линь выступила с видеообращением, и у зрителей была возможность совершить небольшую экскурсию по его залам. Если бы не пандемия и ее последствия можно было бы организовать и в Москве грандиозную выставку, но пока ограничились скромной передвижкой о вехах великого китайского кино.

Открылся фестиваль шпионским триллером «Над обрывом» едва ли не самого известного и титулованного китайского режиссера Чжана Имоу. На московской выставке ему посвятили персональный стенд. Отдельно представили и его знаменитую картину «Красный гаолян» 1987 года с участием его любимой актрисы Гун Ли. Имоу — двукратный обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, дважды лауреат британской премии BAFTA, обладатель гран-при Каннского кинофестиваля, троекратный номинант премии «Оскар». Он снял фильмы «Дом летающих кинжалов», «Шанхайская триада», «Герой», «Тень». Больше десяти лет назад на крупнейшем в Азии Пусанском кинофестивале билеты на его картину «Под боярышником» зрители раскупили онлайн за рекордные 18 секунд.

Чжан Имоу дважды становился режиссером грандиозных церемоний открытия и закрытия Пекинской олимпиады — летней 2008 года и зимней 20220-го. При этом в 2019 году мировая премьера его фильма «Одна секунда» о Культурной революции в КНР, запланированная на Берлинале, так и не состоялась из-за давления китайского руководства. До этого Имоу трижды был премирован в Берлине. Он получил «Золотого медведя» за «Красный гаолян», «Серебряного медведя» за «Дорогу домой» и приз основателя фестивале Альфреда Бауэра за инновации за «Героя». Имоу и сам стал жертвой Культурной революции. Его отчислили из школы, направили в воспитательно-исправительную коммуну из-за брата, не так, как положено, зарекомендовавшего себя в те тревожные годы. А его картина «Жить», получившая в 1994 году гран-при в Каннах, запрещена к показу в Китае.

Действие фильма «Над обрывом» происходит в начале 1930-х в марионеточном государстве Маньчжоу-Го, созданном японскими военными как плацдарм для нападения на Китай. Там ни на минуту не прекращается снег, и на экране мы видим великолепные белоснежные пейзажи, сказочной красоты зимний лес, припорошенные улицы города, напоминающего Харбин. Многие вывески там на русском языке. Такое ощущение, что населен город исключительно шпионами и секретными агентами, многие из которых прошли подготовку в СССР. Герои так и говорят: «Их тренировали в СССР. Они лучшие».

Призрак Советского Союза витает в воздухе. Герои достают аптечку, и на одной из упаковок — надписью на русском языке: «Бинт». Проводится секретная «Утренняя операция», в ходе которой необходимо переправить за границу свидетеля военных преступлений японской армии. Только в финале прекращается снег, ярко светит солнце, и все разрешается наилучшим образом. Городские сцены, скорее всего, снимались в декорациях, где все происходит на двух-трех улицах, и вся жизнь там сосредоточено на маленьком пяточке, то зимняя натура снималась в лесах Маньчжурии при 35-градусном морозе. На такие грандиозные сцены способен только Чжан Имоу.

В дни фестиваля показали фантастический триллер «Блуждающая Земля» Франта Гво, анимационный фильм «Нэчжа» Ян Юй по китайскому классическому роману XVI века «Посвящение богов». Альманах «Я и моя родина» — это как привет из прошлого. Он состоит из семи новелл, снятых несколькими режиссерами во главе с обладателем каннской «Золотой пальмовой ветви» и «Золотого глобуса» Чэнь Кайгэ («Прощай, моя наложница»). Альманах рассказывает о величии Китая и снят к 70-летию КНР, отсюда и абсолютный официоз с демонстрацией главной достопримечательности Пекина — Запретного города и площади Тяньаньмэнь, многое повидавшей на своем веку, но о которой рассказано только то, что допустимо. Продемонстрировано величие армии и полет китайского космонавта, дух простого народа.

Самая камерная история из всех представленных — документальная «Луна в твоих руках» (режиссер Чжан Сяньфэн) о старейшей поэтессе и литературном критике Е Чиан. Ей за девяносто. Она родилась в 1924 году. В 1942-ом, будучи юной девушкой, написала стихи о том, что пережила во время японской оккупации в Китае. Е Чиан преподавала в университетах Гарварда и Мичигана, долго жила и работала в Ванкувере. Казалось, что главное в ее жизни сделано. Дочери стали самостоятельными. Но во время путешествия старшая из них погибла в автомобильной катастрофе вместе с мужем. В очень пожилом возрасте Е Чиан вернулась на родину, где у нее никого не было, стала преподавать. Ее многочисленные студенты тоже достигли высоких степеней. В картине впечатляющие пейзажи старинного Китая, настенные росписи и скульптура, созданные многие века назад. И сама героиня уже стала живой реликвией.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.