Молодые исследователи МГИМО проанализировали уровень популярности турагентств у молодежи
В чем причина небольшой популярности турагентств как канала бронирования у молодежи, что мотивирует россиян 18-34 лет пойти к турагенту и как сами турагенты видят свою молодежную аудиторию? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в исследованиях четырех магистрантов МГИМО, анализировавших специфику запросов молодежи в туризме и то, насколько интересам молодого поколения отвечают турагентства.
В рамках выполнения экзаменационных работ на 1 курсе магистратуры МГИМО по направлению «Туризм и индустрия гостеприимства» студенты Лариса Торосян, Мария Муравьева, Ева Габриелян и Дана Григорян представили свои исследования предпочтений молодежи в сегменте туризма и путешествий с проверкой гипотезы об наличии устоявшихся стереотипов в молодежной среде, являющихся барьером для обращения в турагентства у молодых россиян.
Тема исследования возникла в ходе семинаров по дисциплине «Глобальные тренды, современные технологии и регулирование в сфере туризма», которые вела исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Обсуждая структуру российского туристического рынка, а также профиль потребителя туристических услуг, студенты выдвинули гипотезу, что молодое поколение не пользуется услугами туристических агентств. Таким образом, была сформулирована задача – проверить эту гипотезу, а также сформулировать программу мер, которые могут быть предприняты для привлечения молодежной аудитории в качестве клиентов турагентств.
Магистранты провели две серии экспертных интервью с представителями российского турбизнеса и полевой социологический опрос молодежи. И соответственно, подготовили два независимых исследования по заданной теме.
МОЛОДЕЖЬ НЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ПЛЯЖНОГО ОТДЫХА, «РАЗБАВЛЯЯ» ЕГО КОРОТКИМИ СИТИ-ТУРАМИ
Всего авторами исследования были опрошены 109 человек в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи в возрасте от 18 до 35 лет. При этом подавляющее большинство респондентов (88,1%) – в возрастной группе 18-24 года.
Большая часть опрошенных (85,3%) – женщины, 14,7% – мужчины. Свыше 70% из них и учатся и работают, при этом у 44% из них доход до 50 тыс. рублей в месяц, еще у 32% – от 50 до 100 тыс. рублей в месяц, у 24% – выше 100 тыс. рублей (преимущественно это более старшая возрастная группа и респонденты из Москвы и Петербурга).
Треть опрошенных молодых людей путешествуют 1 раз в год, столько же – 2-3 раза в год, еще чуть меньше трети – больше 3 раз в год.
Большинство опрошенных наиболее часто ездят на отдых с родителями (так ответили 64,2%), с друзьями (54,1%) или второй половинкой (30,3%). При этом 27,5% респондентов указали, что путешествуют также и в одиночку.
Среди самых предпочитаемых видов туризма (можно было указать несколько вариантов) у молодежи – «городской туризм» (свыше 64% опрошенных) и пляжный отдых (63%). 45% указали в качестве предпочитаемого вида туризма поездки в горы и 15% – оздоровительный туризм.
А вот спортивный, культурно-познавательный, научно образовательный туризм почти не пользуются популярностью у молодежи – на них обращают внимания всего 1-3% респондентов.
Исходя из другого пункта опроса (о продолжительности обычной поездки), большинство молодежи в качестве основной поездки за год все же видит для себя традиционно популярный в России пляжный отдых на море: 63,3% опрошенных ответили «7-10 дней».
Второй по популярности ответ (22,4%) – «выходные (2-3 дня)». Резонно предположить, что сити-брейки являются второй и третьей поездкой для большинства тех респондентов, которые указали, что интересуются «городским туризмом».
СКОЛЬКО МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ПОЛЬЗУЮТСЯ УСЛУГАМИ ТУРАГЕНТСТВ
Судя по результатам опроса молодежной аудитории, 80,7% при бронировании отдыха (путешествия) не обращаются в турагентства. Только 19,3% прибегают к их услугам. Что удерживает туристов от планирования и организации своего отпуска с турагентством?
Наиболее частый ответ: «люблю (умею) все организовывать сам» (80% респондентов). Такое убеждение (что в турагентстве не спланируют поездку лучше) коррелируется со вторым по популярности ответом: 31% опрошенных считают, что агентства не могут предложить подходящий им турпродукт.
Скорее всего, второй ответ во многом раскрывает первый: большинство молодых людей любят все делать сами потому, что не видят достойной альтернативы («нет подходящих туров»), будучи слабо осведомлены об ассортименте и возможностях организованного туризма.
Мнение о том, что организовывать отдых через турагентства «дорого» поддерживают только 23% опрошенных молодых людей (третий по популярности ответ). Наконец, еще 17% считают, что обращение к турагенту и подбор тура «занимает много времени».
У молодежи при этом нет стереотипов, что в путешествии, организованном через турагента человек будет «ограничен» во времяпровождении (такой вариант выбрали только 1% респондентов), или что обращение будет «бесполезным» (тоже 1%). Точно так же молодые люди прекрасно осведомлены о том, что услугами турагентов или туроператоров можно пользоваться и онлайн (только 1% опрошенных указал, что их любовь все бронировать онлайн является причиной избегания турагентств).
Как уже говорилось выше, пользуются (пользовались) услугами турагентов 19,3% респондентов среди молодежи.
Показательно при этом то, как находят и в какие именно агентства обращаются молодые люди. Это либо точки розничных продаж туров с брендами известных туроператоров (были указаны Anex, Coral Travel, PEGAS Touristik, FUN&SUN) или сетевых агентских брендов (опрошенные указали «1001 Тур»), либо те турагентства, которые активны в социальных сетях, в частности, в Instagram* (*запрещена в РФ). Небольшая часть опрошенных также указала знакомые им местные турагентства.
Среди преимуществ, которые есть у клиентов при обращениях в турагентства, молодые люди чаще всего называли экономию времени нервов (25%) и «делегирование задач, если ты занятой человек» (еще 10%). Итого более трети опрошенных видят главой функцией турагентства то или иное «облегчение задач» выбора и бронирования.
Далее среди названных преимуществ агентств следуют «безопасность» и «низкая цена» (по 13%) и «гарантии высокого уровня сервиса» (12%).
Интересно, что молодые люди не видят существенным плюсами обращения в турагентства «индивидуальный подход» (так ответили только 2%) или «все услуги в одном месте» (3%). Не является критическим важным для молодежи и «сопровождение» турагента в поездках (такой вариант выбрали только 6%).
При этом большинство опрошенных молодых людей, которые сейчас не пользуются услугами турагентств, вовсе не потеряны для них, следует из опроса.
Так, на вопрос «Почему обратиться в турагентство лучше, чем бронировать путешествие самому?» принципиальными противниками организованного отдыха оказались только 19% молодых людей (столько ответили «Не считаю, что лучше»). Остальные же 81% считают, что при определенных условиях они пойдут бронироваться в агентство. Только 3% твердо считают, что ничто не может заставить их обратиться в турагентство.
На вопрос, что могло бы замотивировать обратиться в турагентство за организацией своего отдыха, 62% молодых респондентов закономерно ответили «экономия времени», но почти столько же (61%) указали на «индивидуальный подход и учет предпочтений» (именно это преимущество в реальности заметили в турагентствах только 6%).
Второй по важности фактор – низкая цена и наличие скидок («привлекательную цену» отметили 54% опрошенных, а 52% – «наличие скидок для молодежи»). Еще 16% указали на «возможность путешествия группой» (то есть групповые туры не отпугивают существенную часть молодежи).