Свежее дыхание Балтики. Смоляне увидели спектакли Рижского русского театра имени Михаила Чехова


Свежее дыхание Балтики. Смоляне увидели спектакли Рижского русского театра имени Михаила Чехова

20 мая в Смоленске в рамках федерального проекта «Большие гастроли – 2018. Зарубежная программа» состоялось масштабное по культурному размаху событие – гастроли Рижского русского театра имени Михаила Чехова. Смоляне увидели драму «Гранатовый браслет» по одноименному произведению Александра Куприна (режиссер – постановщик Ирина Керученко) и феерическую комедию «Привидение из Кентервиля» в постановке Игоря Коняева по новелле Оскара Уайльда. Смоляне смогли познакомиться со спектаклями «Больших гастролей» уже во второй раз — в октябре прошлого года наш город посетила труппа Азербайджанского русского драматического театра имени Самеда Вургуна.

Путинская инициатива

Почти все постановки зарубежных русских театров в России проходят с пометкой «впервые», сценические шоу соотечественников организованы при поддержке Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, учрежденного Министерством культуры РФ.

Сегодня арсенал центра, созданного в 2014 году по инициативе Владимира Путина, располагает внушительным пакетом культурных программ. Первой, самой колоссальной по размаху, остается проект оказания помощи федеральным театрам. За три года более 500 тысяч российских зрителей увидели спектакли ведущих трупп, география гастролей — от Калининграда до Владивостока, от Севастополя до Петропавловска – Камчатского.

В прошлом году стартовала программа «Большие гастроли» для детей и молодежи, объединившая детские кукольные театры и ТЮЗы всей страны. В ней участвует почти 100 коллективов со всех уголков России. «Большие гастроли» регионов – третий проект, который дает возможность творческим людям из провинции показать российскому зрителю свое искусство.

Четвертая программа, которую центр запустил в 2015 году, протянула руку помощи русским подмосткам за рубежом. После развала СССР в русских театрах за пределами России сложилась очень сложная ситуация, трудностей хватает и сегодня. Основная проблема — в сопредельных государствах катастрофически снижается количество носителей русского языка. А ведь наши коллеги из русских театров говорят на русском языке, играют русскую классику, и для них очень важно приехать в Россию и окунуться в родную языковую среду, общаясь с российскими актерами, драматургами и режиссерами. В «Больших гастролях» участвуют русскоязычные коллективы из Азербайджана, Армении, Грузии, Абхазии, Узбекистана и Прибалтики. В 2018 году под эгидой «Больших гастролей» 14 русских театров, работающих за пределами России, выступят в 22 регионах РФ и странах ближнего зарубежья.

Ну очень большие гастроли!

— Весь май Рижский русский театр гастролирует в России. Мы покинули Латвию 14 мая и вернемся назад только в конце месяца, — говорит Эдуард Ильич Цеховал, продюсер и член Правления общества гарантов Рижского русского театра им. Михаила Чехова. — В программе тура — посещение пяти городов! Параллельно побываем и в Ереване. Таких масштабных выездов у театра не было на протяжении четверти века, а ведь в бытность СССР мы могли выезжать на гастроли, которые длились по месяцу в каждом городе.

Хочу отметить: программа федеральной поддержки гастрольной деятельности уникальна. Этим делом могут заниматься только одержимые люди, честь им и хвала! Они дали нам возможность выступить в Москве на прославленной сцене Малого театра и показать визитную карточку труппы «Не все коту масленица» — во всех смыслах русский спектакль, что очень важно для Риги и русскоязычного населения Латвии.

Для нас очень важно, чтобы нас идентифицировали как последователей и хранителей традиций русской театральной школы. И, судя по отзывам зрителей и критиков, добиться желаемого эффекта удалось. Отмечалась великолепная сценическая русская речь рижан и высокий уровень театра. Что и неудивительно, ведь наш театр — это островок русского языка и культуры, на котором мы официально говорим со сцены на русском.

Мои коллеги не только сохранили этот уровень, но и смогли повысить его – на фестивалях не раз говорилось о том, что РРТ имени Михаила Чехова — достойный старейший русский театр (а нам в этом году исполняется 135 лет), существующий за пределами России.

Коллективу удалось сохранить зрительский пул – мы работаем не только для русских, но и для латышей. К нам приходят зрители всех национальностей, которые хотят познакомиться с великой культурой страны Чехова и Островского. Как правило, предназначенные для коренного населения спектакли идут с синхронным переводом на латышский. Радует, что у нас много молодых зрителей – интерес к русскому театру в Риге велик!

Политическая обстановка в стране не влияет на положение труппы. Театр на 40 процентов финансируется из госбюджета, остальные средства зарабатываем самостоятельно. Конечно, мы не самый любимый «ребенок», но чиновники от культуры отдают нам должное: в 2010 году у нас прошла грандиозная реконструкция, и сегодня Рижский русский театр по оснащению один из лучших в Восточной Европе. В новое здание пришли с обновленным репертуаром. Жили и продолжаем жить достойно!

Гаранты русского искусства

Еще одна строка финансирования – ощутимая помощь Общества гарантов Рижского русского театра.

— Общество гарантов, возникшее еще в 1901 году, помогает нам не просто жить, а жить лучше, — не скрывает Эдуард Ильич. — Родившись в 1883 году, Русский театр в Риге уже через год готовился закрыться из-за полного отсутствия денег. И тогда представители русской общественности пошли на прием к губернатору с прошением о поддержке русского театра из городской казны. Губернатор удовлетворил просьбу влиятельных горожан, и Рижская дума начала выделять театру по пять тысяч рублей ежегодно. И театр тут же ожил! Премьеры пошли одна за другой, аншлаги, овации, цветы. Так родилось «Общество гарантов», обязанное гарантировать финансами постоянное существование русского театра в российском губернском городе Риге.

К 1912 году число гарантов выросло до 130, а предоставляемая ими сумма достигла 11 тыс. 500 рублей в год. Столько же к тому времени давала театру и городская дума. В результате Рижский русский театр стал одним из лучших в России, однако в 1914 году деятельность гарантов рухнула. Перед началом Второй мировой войны его работа вновь возобновилась, но так же быстро закончилась…

Я возродил общество гарантов русского театра в 1998 году, и теперь нас, как и в прежние времена, поддерживают известные бизнесмены и щедрые люди, заинтересованные в сохранности русской культуры.

— Эта поддержка ощутима! — подтвердил артист Игорь Чернявский. — Недавно коллеги из Русского драматического театра Литвы сообщили о том, что в правительстве готовят директиву о закрытии русскоязычной труппы в Вильнюсе. Господа гаранты как раз и являются щитом, гарантирующим нашу неприкосновенность.

Зритель голосует…ногами

— Деньги, как известно, приходят к успеху, — считает Эдуард Ильич. — Под успехом я имею в виду хорошие спектакли, которые привлекают зрителей и вызывают похвалы критиков.

20 мая рижане воплотили на сцене драмтеатра рассказ о великой, жертвенной любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». «Акварельный, тонкий спектакль!» — именно так отозвались о постановке Ирины Керученко «Гранатовый браслет» смоляне.

На следующий день – смена декораций: хулиганская комедия «Привидение из Кентервиля», музыку к которой написал легендарный латвийский композитор Раймонд Паулс. И это был не просто ситком, к которому привык зритель, а 18 полноценных музыкальных номеров, и каждый из них претендовал на звание полноценного шлягера!

— Мы безумно любим спектакль «Привидение из Кентервиля» — последнюю работу Маэстро, с которым сотрудничаем с 2000 года, — утверждает Игорь Чернявский. — Актеры поют вживую, с удовольствием «ломают комедию» и шалят, и это чувствуется. Всего у нас в репертуаре девять постановок, к которым приложил руку Раймонд Паулс (в некоторых, кстати, он и сам присутствует на сцене). С каким удовольствием мы с ним работаем, описать просто невозможно! Паулс «скрипит», говорит, что больше не будет работать для подмостков, но все равно продолжает сотрудничество с нашей труппой. А ведь ему уже пошел 83 год!

— Вначале мы хотели привезти в Смоленск один из наших лучших спектаклей «Одесса, город колдовской…», созданный в 2007 году по мотивам рассказов Исаака Бабеля, — признался Эдуард Ильич. В постановке принимает участие сам Маэстро, он создает вместе с оркестром чарующую атмосферу южного города. Но, увы, ему уже не под силу столь длительный гастрольный тур. Это удивительное шоу, поверьте! С аншлагом сыграли 160 спектаклей, для Латвии это рекорд! Были в Германии, США, Израиле, Санкт-Петербурге, даже в Киеве успели его показать. В Одессу вряд ли теперь поедем – туда легко попасть, а вот выберемся ли обратно?.. Большой вопрос!

По словам директора Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова Людмилы Судовской, «смоляне очень хотят приехать на гастроли в Ригу, но пока возможности театра регулируются федеральными программами».

— Будем надеяться, что и нам посчастливится стать участником «Зарубежных гастролей», — отметила Людмила Николаевна. – Ждем Рижский русский театр имени Михаила Чехова на VII Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег»!

Мнение «без галстука»

— Смоленский зритель – благодарный и очень внимательный, — не скрывают артисты Евгений Корнев и Максим Бусел. — Публика замерла, она боялась пошевелиться, настолько пристально следила за представлением! Быть может, вы удивитесь, но нам показалось, что Смоленск – пустынный город. Вечером на площади Ленина встретили четырех человек, и пятого – …каменного Ильича. А еще мы… боялись перейти улицу в центре – опасались попасть под машину. Не привыкли, что такие широкие улицы предназначены для пешеходов. Широкая у смолян душа!

Справка «РП»

Рижский русский театр имени Михаила Чехова — один из старейших русских театров за пределами России, — был открыт 2 октября 1883 года. Это на его сцене блистали Вера Комиссаржевская и Василий Качалов!

В 2014 году театр получил Международную театральную премию зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Лучший русский театр за пределами России».

До ноября 2017 года директором театра был Эдуард Цеховал, занимавший эту должность почти 30 лет и в 2013 году получивший премию Станиславского «за сохранение традиций русского театра в Латвии». В январе 2018 года труппу РРТ возглавила Дана Бйорк.

P.S. Проект «Большие гастроли» проводится при поддержке Министерства культуры РФ, Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, департамента Смоленской области по культуре и туризму и Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.