Сбитый над Рославлем «Юнкерс» увезут в музей Подмосковья


Сбитый над Рославлем «Юнкерс» увезут в музей Подмосковья

«Уже неделю в болоте под Пригорьем, отряд поисковиков поднимает немецкий самолет, сбитый в 1943 году… Сегодня один двигатель увидел свет впервые за 74 года…». С этой записи в соцсети началось наше знакомство с поисковым отрядом музея техники Вадима Задорожного, который в течении двух недель извлекал обломки бомбардировщика люфтваффе, подбитого в небе Рославльского района. Месяц назад мы отметили 72 годовщину Победы в Великой Отечественной войне, однако до сих пор поисковики со всей России продолжают поднимать находки того страшного времени. «Рабочий путь» побеседовал с руководителем поискового направления этого музея Юрием Костькиным.

-Юрий Иванович, как вы нашли в болоте обломки немецкого самолета?
— В ближайшее время в музее техники Задорожного планируем сделать новую экспозицию — «Война моторов» или «Война технологий», это пока рабочие названия. Но именно поэтому мы ищем и достаем подобные предметы, чтобы собрать новую выставку. Как мы узнали о самолете? –От местных поисковиков. У нас в музее работает экспедиционный центр, куда стекается много информации. Каждый сигнал проверяем. Когда мы почти три недели назад приехали в Рославльский район, увидели место падения самолета. Но когда подняли первый предмет, то поняли, это «Юнкер-88». Но здесь еще в 1970-х «поработали» местные жители – добытчики алюминия, все, что можно было снять и сдать — центроплан, крылья, кабина они давно вытащили. Мы нашли их багры, арматуру, пиленые бревна, но все же двигатели от этого самолета достались нам.
— А удалось обнаружить останки пилота?
— Нет. Да и история крушения этого самолета нам тоже пока не известна. Все данные мы уже отправили в аналитический отдел, специалисты которого будут работать в архивах. Уверен, что через некоторое время мы поймем, когда и как был сбит самолет, возможно, определим поименно и состав экипажа. Увы, нам не удалось найти даже каких-то личных вещей. Хотя обычно при таких подъемах попадается уцелевший фрагмент одежды, дневник или что-нибудь еще. Возможно, немцы при падении самолета катапультировались.
— С какой глубины пришлось извлекать обломки самолета?
— Водолазы работали на глубине 2-3 метра.
— А какую спецтехнику использовали?
— В этом то и сложность, что спецтехнику сюда завести нельзя, все поднимали вручную, строили инженерные конструкции, применяли лебедки как цепные, так и тросовые, блоки.
— Какие-то особенности смоленской экспедиции вы можете назвать. Может, что-то сложнее было делать, чем в других местах?
— Это заболоченный лес. Бобры сделали свое дело, перекрыли речку, лес затопило и естественно в таких обстоятельствах очень тяжело работать. С одной стороны – железная дорога, с другой – болото, а ведь самое главное — подъем заканчивается тогда, когда предметы находятся на каком-то транспортном средстве. А не просто на поверхности земли.
— Сколько времени занимает реставрация подобных предметов?
— Эти детали отреставрировать до рабочего состояния невозможно технически, наша главная задача – сделать из этих предметов экспозицию: чтобы показать с какими технологиями фашисты воевали с советским союзом. Если наши самолеты были частично из деревянных конструкций, то здесь машины — чисто сделанные из сплава алюминия. Наша задача – сравнить технологии и понять как же так произошло, что мы выиграли, несмотря, на те современные технологии, которые применялись Европой и Германией во время войны.
Справка «РП»
Музей техники Вадима Задорожного — крупнейший в России частный музей ретроавтомобилей, мотоциклов и военной техники, расположен он недалеко от усадьбы Архангельское в Красногорском районе Московской области. Специалисты музея уверены, что найденные остатки «Юнкерса-88» займут достойное место в их экспозиции.

Рабочий путь.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.