«Разложат по полочкам». Новые правила размещения «молочки» в магазинах


«Разложат по полочкам». Новые правила размещения «молочки» в магазинах

Очередной этап борьбы за качество продаваемой в магазинах молочной продукции начался с Постановления Правительства РФ от 28 января 2019 года за №50. В нем прописаны требования к раздельному размещению «молочки» в торговых залах в зависимости от ее компонентного состава. Цель – упростить покупателю выбор нужного ему товара, а заодно поощрить добропорядочных производителей, не погнавшихся за сверхприбылями за счет заменителей молочного жира.

До этого уже делались попытки защитить потребителей от недобросовестных молокопереработчиков с помощью технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», принятого также Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В дальнейшем в этот документ внесли поправки, ужесточающие требования к маркировке молокосодержащих продуктов и уточняющие их классификацию.

И вот теперь, по инициативе Минпромторга, премьер-министр страны Дмитрий Медведев подписал документ, окончательно расставивший точки над i в правилах торговли «молочкой». Отныне молокопереработчики обязаны указывать в черной рамке на лицевой стороне упаковки сведения о наличии в продукте растительных масел и заменителя молочного жира.

Надпись должна гласить: «Содержит растительные жиры». Сам текст полагается делать очень контрастным по отношению к фону, на который он нанесен. По правилам ЕЭК, которые закрепляются новым постановлением правительства, название молочного продукта с альтернативой молочному жиру должно начинаться со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира». Но это требование не распространяется на сливочно-растительный спред, сливочно-растительную топленую смесь, мороженое с заменителем молочного жира.

Еще, по европейским правилам, производителям придется на упаковке давать информацию о технологии производства своего пищевого шедевра. Не удивляйтесь, увидев на привычном стаканчике сметаны такие словесные конструкции, как «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны», «молокосодержащий крем с заменителем молочного жира, произведенный по технологии творога».

«На этикетках исключаются также слова, образованные от понятий молочных продуктов, например: сыроподобный, сырный, сыродельный, сычужный, сметанка, творожок, творожочек, сливочки, маслице и тому подобные», — подчеркивает в своем официальном сообщении ЕЭК. И все это для того, чтобы мы, покупатели, смогли выбрать продукт качественный и вписывающийся в семейный бюджет. Или, может, наконец-то поняли, что со среднестатистической по региону зарплатой выбирать особенно нечего?
ПОЛГОДА НА «РАСКАЧКУ»

Планируется, что новый порядок продажи начнет действовать с 1 июля 2019 года. Почему такая отсрочка? Она нужна для того, чтобы магазины успели распродать ранее завезенные товары с длительным сроком хранения. Да и торговому бизнесу требуется время, чтобы освоиться с новыми правилами игры, понять, как они будут работать. Впрочем, некоторые владельцы торговых точек уже заявили о том, что из-за этой инициативы их профильного министерства вся молочная продукция — и натуральная, и не очень – обязательно подорожает. Вот только наемные работники, через чьи руки она проходит, никак не возьмут в толк, как это подорожание оправдать перед покупателями?

«С чего молоку-то дорожать? Закупочные цены у нас стали даже ниже прошлогодних. Может, это временно, но сейчас так, — говорит продавщица одного из маленьких магазинов. — Сами ездим, берем молоко у частников, в своем цехе перерабатываем на сметану, творог, пакетируем. Да, газ, электричество, бензин дороже стали. Чтобы удержать цену, получается, обдираем крестьян, пользуемся тем, что в некоторых деревнях, где еще есть одна-две коровы, молоко все равно девать некуда. Да и нам зимой за ним ездить накладно. Вот мы и снижаем цену закупки, а бабушки все равно рады, хоть какая-то им копейка, да и с кормами помогаем. Только за счет горючего и электричества что-то может подорожать. А выложить товар на полки — отдельно натуральный, в сторонке с пальмовым маслом — и подписать что есть что… Какие затраты на это нужны? Да у нас и продукция-то только своя, кто бы ни проверял, ничего лишнего в ней не найдет».

«Может быть, это неплохое постановление, но как оно сработает? — не берется предугадывать сотрудник торгового зала крупного сетевого магазина. — Дело в том, что нередко производители на упаковках дают неверную информацию о составе продукта. Пишут, что натуральный, а на самом деле в него неизвестно что добавлено. Получается, что, выкладывая товар на полку, пусть даже раздельно, мы можем ориентироваться только по надписи на этикетке. Ведь, чтобы установить истину, надо исследовать образец каждого продукта, из всех партий. Нужна своя лаборатория, а это дорого. Необходимы специалисты, имеющие право делать такие анализы, им надо платить. Получается, что, размещая молочные продукты на разных полках, маркируя их специальными табличками, по которым может ориентироваться покупатель, мы разделяем ответственность за их качество с товаропроизводителями. И, заметьте, делаем это вслепую. Роспотребнадзор спросит одинаково и с них, и с нас. Значит, уже за этот риск цену стоит поднять».
МОЛОКА НА ВСЕХ НЕ ХВАТИТ?

Не менее озадачены новым документом и сами молокопроизводители, хотя в целом его поддерживают, как и все начинания, направленные на защиту прав потребителя.

«Я не вижу, как это постановление будет работать, — говорит генеральный директор Племобъединения «Смоленское» Николай Шумейко. — Очень много молочной продукции не соответствует ГОСТу, поэтому если подходить принципиально к вопросу ее разделения на содержащую заменители натурального молочного жира и «чистую», то качественной «молочки» на всех может и не хватить. Да и как ее разложишь по разным полкам? Лишь на основании того, что на упаковке написано? Если за исполнение требований документа предусмотреть строгую административную ответственность и установить жесткий контроль со стороны компетентных органов, тогда, возможно, будет результат. Роспотребнадзор же имеет право только на плановые проверки, о которых заранее известно».

«Просто выехать и внепланово посмотреть, что же разложено на прилавках на самом деле, это ведомство может исключительно по жалобе, — продолжает Николай Шумейко. — Торговые сети должны будут иметь свои лаборатории, где проверяется соответствие надписей на этикетках с тем, что реально предлагается покупателю».

«Для нас это очень хороший шаг, наконец-то сделанный Правительством России, — уверена директор производственно-перерабатывающего кооператива «Васьково» Ирина Бабушанова. — Мы производим только натуральные продукты — из молока со своей фермы и домохозяйств деревень Починковского района, которые нам его сдают. Производство у нас небольшое, а продукция всегда востребована, хотя часто приходится сталкиваться с тем, что она совершенно незаметна на прилавках в массе других товаров. Но для того чтобы система заработала, нужен строгий контроль и за производителями продукта, и за поставщиками, да еще и торговые сети должны быть предельно честны. Конечно, настоящие молоко, масло, сметана должны лежать отдельно от тех, которые не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха».

«Мы поддерживаем это постановление, — поделилась своим мнением владелица молочного завода «Агроферма «Катынь» Алина Аксенова. — Я всегда считала, что для натуральных продуктов во всех магазинах должны быть выделены отдельные прилавки. Однако тут многое зависит от того, насколько окажутся честны товаропроизводители, сообщающие информацию о своих изделиях, и работники торговли, размещающие их на прилавках. Впрочем, Росельхознадзор и Роспотребнадзор обладают полномочиями для контроля качества всего, что есть в магазинах, а также имеют соответствующие лаборатории, в которых любой продукт можно разложить на составляющие и узнать, из чего он сделан. Поэтому попытки что-либо фальсифицировать не стоят тех санкций, которые за это могут быть применены».

С ней согласны и представители крупного торгового бизнеса. Например, появилась информация о том, что крупнейшие торговые сети договорились не сотрудничать с поставщиками, чья продукция неоднократно признавалась фальсифицированной или некачественной. Все желающие могут ознакомиться с этой информацией в протоколе комиссии по применению Кодекса добросовестных практик на сайте Роскомнадзора.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.