«Пришелец»: «Я — есть!»


«Пришелец»: «Я — есть!»

8 ноября в российский прокат вышла научно-фантастическая драма Александра Куликова «Пришелец».

Фабула этой предельно динамичной картины предельно проста: космический корабль, совершивший беспрецедентную экспедицию на Марс, попадает в сильную бурю. Александру Чапаеву (Александр Куликов) ради спасения экипажа приходится пожертвовать собой и остаться на планете без шансов на спасение. Участник масштабного проекта оказывается в полном одиночестве в неизведанном безвоздушном пространстве… Внезапно Чапаев осознает: он, пришелец с Земли, и в чужом для него мире не одинок — в контакт с героем Куликова вступает некая энергетическая разумная материя, которая навсегда меняет его представление о смысле человеческого бытия…

Фильм представляет собой органический синтез трех жанров — фантастика, приключения, драма, плавно перетекающая в философскую притчу. «Пришелец» — героическая и, вместе с тем, трогательная история, исполненная неподдельного драматизма, яркая антитеза самопожертвования героя — одиночки мелкотравчатой алчности и жажде наживы, отравившей современный социум.

Главному герою – командиру пилотируемой научной лаборатории Александру Чапаеву и его другу, руководителю Центра управления полетами (Андрей Смоляков), предстоит недолгая, но крайне напряженная борьба с обществом политических и телевизионных «симулякров», существующим по законам «все на продажу». Так научная фантастика на глазах у зрителя эволюционирует в пронзительный психологический саспенс, выворачивающий наизнанку душу. Саспенс, балансирующий на грани абсурда, ядовитой сатиры и остросоциального гротеска.

Несмотря ни на что, руководитель ЦУПа (Смоляков) предпринимает тщетные попытки спасти товарища, но постепенно приходит к чудовищному выводу: Чапаев – всего лишь «штатная потеря», марионетка в чьих — то безжалостных и равнодушных руках. Он – разменная карта политической конъюнктуры! Русский первопроходец на Марсе, который носит прославленную фамилию Чапаев, чтобы спастись, вынужден не просто постоянно выходить в прямой эфир, рискуя растратить энергетические ресурсы станции, но стать персонажем примитивного реалити – шоу. Его подвиг, здесь, на Земле, нивелируется, постепенно вырождаясь в… бессмысленный, гламурный «Чапаев стайл». И на подвиге «самого известного человека в мире» — по сути, Калифа на час, как ни цинично это звучит, можно сделать огромные деньги!

Дебютная работа Александра Куликова изобилует очевидными репликами, перекликающимися с шедеврами мирового кинематографа. Конечно же, «Пришельцу», несмотря на качественную компьютерную графику (для прорисовки поверхности Марса использовались фотографии, снятые марсоходом «Curiosity». Также при помощи VFX-эффектов в картине было создано инопланетное существо и марсоход «БАРС», плюс – высокотехнологичные мониторы ЦУПа), создающую в картине атмосферу космического пространства, сложно тягаться с «космическими одиссеями» Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона

Однако отечественный блокбастер безошибочно делает ставку на психологизм и филигранную игру актеров. Ближе к финалу борьба Чапаева за существование и его переосмысление своей жизни начинает вызывать неизбежные ассоциации с глубочайшей нравственной драмой Криса Кельвина в «Солярисе» Андрея Тарковского…

И — месте человека во Вселенной.

Возникают и другие параллели. В первую очередь, с тем же «Марсианином» Ридли Скотта. И дело не только в прямолинейной реплике (покорившее мир телешоу с участием русского космонавта называется «Марсианин»), а в сходстве и различии идеологического подхода к решению затронутой в фильме проблемы.

Перекличка фабул и так очевидна (из-за технических неполадок землянин остается на Красной планете в одиночестве), интересно другое. В «Пришельце» впервые (!) не срабатывает свойственный русскому человеку принцип «своих не бросаем». Бросаем, да еще как! Цинично, холодно и жестоко, превратив живого человека в бесплотный эфирный миф. Заставляя забыть, что он — есть.

Так же естественно появление в мире победившего «бабла» «черного человека», своего рода Луиса Сайфера, — могущественного телемагната, протягивающего руку помощи космонавту, когда правительство расписывается в своем полном бессилии и отказывается финансировать принесший астрономические убытки проект. Как и в «Сердце ангела» Алана Паркера, зритель не видит лица персонажа Роберта де Ниро, лишь массивную трость и его затылок, но полностью отдает себе отчет – перед ним земное воплощение Люцифера XXI века. Эта абстрактная фигура лишний раз подчеркивает существование еще одного смыслового пласта, выводя научную фантастику на новый, более высокий нравственный и интеллектуальный уровень. Мы своими руками создали Ад на Земле, забыв о том, что мы – существуем. Что мы – всего лишь пришельцы в огромной, непостижимой Вселенной… Сгусток мыслящей органики, с которой Космос пытается установить контакт на равных.

Неужели для того, чтобы осознать эту истину, нужно отбросить в сторону замусоривающий человеческий разум «земной хлам» и остаться один на один с бескрайним космическим океаном, посылающим нам электромагнитные импульсы?..

По мнению режиссера пост-продакшн Беаты Соколовой, «Пришелец» — фильм про экологию души. Фильм снят в соответствии с мировыми стандартами, но, по сути, это очень русское кино, русское по духу. Потому что только русскому человеку со всей его открытостью к миру присуща такая чистая жертвенность, стремление совершать подвиги ради других».

Рассказывая историю о покорении Космоса, Александр Куликов рассматривает исключительно гуманистические аспекты, уделяя особое внимание категориям жизни и смерти, любви и одиночества, добра и зла. Он неоднократно подчеркивает: а существует ли вообще человек, любой из нас, ставший в силу обстоятельств проекцией чьих-то коммерческих фантазий, пешкой в реализации собственных далеко идущих планов?

«Пришелец» – необычный фильм, — говорил в датированном 2015 годом интерью режиссер — постановщик, продюсер фильма «Пришелец» Александр Куликов. — Он не похож на картины, которые сейчас выходят в прокате. Он — глубокий. В нем есть все: и приключения, и фантастика, и, в то же время, философия. Сам по себе формат неожиданный.

Нам захотелось соединить энтертеймент и философию таким образом, чтобы все вместе играло. Как хорошо настроенный музыкальный инструмент, у которого каждая нотка звучит слаженно, создавая особое настроение, рождая музыку…

…Если у фильма глубокая, интересная история, при этом понятная зрителю, она заставит его задуматься о своей жизни, осмыслить, взглянуть на привычные, казалось бы, вещи с иного ракурса.

Я — азартный человек, перфекционист, и в этом плане готов часть здоровья отдать, прожить чуть меньше, нервов потратить больше, но сделать хорошее кино».

Есть у «Пришельца» еще одно бесспорное преимущество, сглаживающее возможные шероховатости (и быть может, навиность), и умаляющее пыл агрессивно настроенных критиков. Александр Куликов, выступивший в качестве соавтора сценария, режиссера, продюсера и сыгравший в картине одну из главных ролей, уже больше не сможет сказать в российском кинематографе ни единого слова. В ноябре 2016 года Куликов погиб при крушении вертолета. Он летел на съемку музыкального клипа из Ялты в Белогорск…

«Пришелец» стал для него первой и последней режиссерской работой. Но Александр Куликов успел сказать – масштабно, пронзительно и громко: «Я – есть!»

Светлая память!

Похожие новости:

Хочешь быть в курсе последних новостей Смоленска?
Подпишись на обновления сайта по RSS новости смоленскаRSS, RSS новости смоленскаEmail или twitter новости смоленскаTwitter

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: