И ангелы пели нежно за его плечом…


И ангелы пели нежно за его плечом…

5 апреля в КВЦ имени Тенишевых открылась выставка народного художника России Владимира Ельчанинова «А ты какой оставишь след…».
Не спешите. Задержитесь у полотна мастера хотя бы на десять – пятнадцать минут, чтобы пропитаться поэзией умной и талантливой живописи… Испытайте наслаждение тончайшими разработками цвета и постигните тайну этих незатейливых мотивов лесных опушек, туманных рассветов над озером… Золотом напоенных призрачным светом осенних перелесков.

Искусствоведы называли Владимира Ельчанинова Поэтом осени. И вправду, именно хрупкая, иллюзорная красота этого времени года находит наиболее точное отражение в его работах. Ему, как никому другому, удавалось передать стремительное ощущение полета – намеком, легким неуловимым мазком, приводящим в движение воздушные массы. Его облака физически осязаемы!

«Чувство преклонения перед красотой родной земли остается главным в творчестве Владимира Ельчанинова, — пишет смоленский искусствовед Владимир Аникеев в книге «Ангел за плечами». — Это пронзительное чувство наполняет картины художника, оно волнует, воскрешает в памяти запахи, дуновение ветерка, шелест опавшей листвы под ногами…
Можно написать сотни разноцветных пейзажиков, но как передать прозрачную чистоту первых осенних утренников, которая буквально звенит в «Бабьем лете»?

Пространство не просто ощущается, оно осязаемо, пронизано светом и неудержимо влечет в трепетный феерический мир красок. Это все равно, что заглянуть в сундук с сокровищами, только там все блестит равнодушно, а на холсте изысканно сияет и переливается… Или заброшенная дорога посреди ржаного поля, заросшая травой и цветами. Смотришь, и не покидает ощущение, что ты уже однажды прошел по ней, и это была лучшая дорога в твоей жизни».

«Смоленщина — родина моих предков, все здесь мне дорого и мило, — гооврил Владимир Васильевич. — Днепр с его крутыми берегами, голубые поля цветущего льна. Перелески с полями ржи. Как это может не нравиться. Землю, многократно воспетую Глинкой, Твардовским, Исаковским, Коненковым нельзя не любить. И велика ответственность быть художником этой земли. Одно дело, смотреть на деревню со стороны, другое дело — окунуться в ее жизнь по-настоящему. Художник пишет то, что его кровно волнует. Меня волнует человек и земля».

Представитель «сурового монументального стиля», Ельчанинов писал огромные двухметровые холсты — «Первый трактор», «Лен», «Август». А уже в последние годы жизни обратился к философским размышлениям («Ужин с ангелом», «Ностальгия»). Будто загадки загадывал! Да и сама живописная палитра художника изменилась – Владимир Васильевич намеренно высветлял свои ставшие более миниатюрными по размеру полотна и явно благоволил белому цвету — серебристому, иногда жемчужному. В них остро ощущается влияние сочная жажда жизни, свойственная импрессионистам.

На выставке зрители смогут увидеть более 200 живописных и графических работ Ельчанинова, 16 из которых предоставлены из фондов Смоленского государственного музея-заповедника. Сюжетные композиции, портрет, пейзаж и натюрморт; этюды, написанные в разных странах.

Куда бы ни ехал Владимир Ельчанинов, с ним всегда был этюдник. Изо всех поездок привозил он свои маленькие шедевры… «Есть еще у художника целые серии работ, написанных во время поездки по Италии; на шведском острове Грундсунд, где они вместе с Людмилой Александровной отдыхали по приглашению добрых своих друзей — бывших наших соотечественников, — вспоминает Владимир Аникеев. — Масса кавказских этюдов, привезенных с международных пленэров в Кутаиси и на озере Севан… На холстах и картонках каналы с гондолами и великолепные венецианские палаццо; северное море и скалистые шведские берега; солнце и камень, тенистые деревья — пряный аромат Востока. Все такое разное, а рука одна и художник узнаваем. Можно, конечно, не удивиться, что Швеция отличается от Венеции. Но в той же мере на этюдах Владимира Ельчанинова Грузия отличается от Армении, причем и здесь, и там не известные всем памятники, а обыкновенные горы, стремительные реки, извилистые окраинные улочки.

Широкие экспрессивные мазки размывают контур; плотная, насыщенная и, одновременно, вибрирующая множеством оттенков живопись становится главной составляющей в образной структуре полотен. Краска на холсте художника – это живая, подвижная субстанция».

Член – корреспондент Российской Академии художеств (2007) Владимир Ельчанинов участвовал в областных, республиканских, всероссийских, всесоюзных выставках. Его работы хранятся во многих музеях России, Армении, Грузии, в частных коллекциях в Америке, Германии, Израиле, Швейцарии, Франции. Да, он был обласкан властью – в 1984 году Ельчанинову было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР». В 1995-м году он стал (хотя и был им всю свою жизнь) народным… Официально.

Награжден медалью А.К. Саврасова, золотой медалью имени Василия Сурикова, и самой значимой, дорогой – Большой золотой медалью имени Александра Иванова. В творческой судьбе Владимира Васильевича был лишь один случай, когда его холст «К гражданам России» сняли с экспозиции. Ельчанинов «попал под раздачу» — кому-то этот призыв к соотечественникам показался криминальным в свете событий в Чехословакии. Шел 1968 год.

Время расставило точки над «i» — спустя годы полотно «К гражданам России» назовут достижением в изобразительном искусстве.

Владимир Ельчанинов оставил глубокий след на смоленской земле. Мы благодарны ему за создание блестящей художественной школы. Так и есть: в конце 50-х пединституты готовили преподавателей математики, физики и литераторов, а школа задыхалась от острой нехватки учителя, который приобщает ребенка к изобразительному искусству. Впоследствии ситуация не изменилась: предмет «ИЗО» воспринимался как второстепенный и никому, в сущности, не нужный урок. И только сейчас мы наконец-то осознали простую и очень важную истину – искусство, азам которого нас обучали в школе, первостепенно! Если бы в Смоленске не открыли худграф, сколько Россия утратила бы в одночасье талантливых художников и педагогов?!

«Нас, девятерых начинающих художников, выпускников МГПИ им. В.И. Ленина, прибывших в Смоленск из Москвы по распределению на рубеже 60-х, называли «московским десантом». Мы очень долго привыкали к Смоленску, — не скрывала вдова мастера Людмила Ельчанинова. – Разве можно сравнить маленький, провинциальный городок со столицей? Разница колоссальная! Нам долго пришлось учиться здесь жить. Выживать и работать… Страшно вспомнить – наши студенты были чуть младше нас самих. Но все, что мы умели, постарались передать им. Жизнь показала, что мы умели многое».

Владимир и Людмила Ельчаниновы, Вячеслав и Вера Самарины, Нина Агеева, Валерий Ласкин и другие приехали в наш город, чтобы создать новый факультет – художественно­ — графический. Они были первыми, и об этом нужно помнить.

И мы не забудем Владимира Васильевича, ушедшего к ангелам в апреле 2015 года…

Безумно жаль: не прикоснется больше его рука к холсту, не увидят солнечный свет новые тайны и загадки милой его сердцу осени.

«Я жадный стал до работы, — признался как-то Владимиру Аникееву Ельчанинов. — Этюдик маленький пишу около часа, еще два часа нужно, чтобы его ногами выходить. Мне время до слез жалко. Вроде день только начался, а уже солнце садится — снова нужно рассвета ждать. Даже обидно!..».
Запомним его таким…

Похожие новости:

Хочешь быть в курсе последних новостей Смоленска?
Подпишись на обновления сайта по RSS новости смоленскаRSS, RSS новости смоленскаEmail или twitter новости смоленскаTwitter

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: