Франчайзинг в Смоленске. С чем это едят?


Франчайзинг в Смоленске. С чем это едят?

Если говорить простыми словами, то франчайзинг — это возможность открыть свой магазин или кафе, но с вывеской известной компании. При этом вам помогут найти помещение, подобрать персонал, сделать ремонт, определиться с поставкой продуктов… Но за это вы должны заплатить: чаще всего (но не всегда) — начальный взнос, а потом ежемесячные отчисления.

Успех такой модели среди предпринимателей понятен: при минимальных затратах можно получить практически готовый бизнес.

«Франчайзинг — эффективная технология ведения предпринимательской деятельности, которая набирает популярность среди бизнес-сообщества Смоленской области, — утверждает президент Смоленской торгово-промышленной палаты Владимир Архипенков. — Эта форма подходит как для начинающего предпринимателя, так и для тех, кто уже давно является владельцем своего бизнеса. Причем большое количество франшиз связано со сферой общепита».

Но вести бизнес по франшизе не так уж просто, а трезво оценить свои возможности могут не все. «Франшиза хорошо подходит для первого опыта,- считает директор «Додо Пицца» в Смоленске Владимир Горецкий. — Вам дадут бизнес «под ключ», некий свод правил, что и как нужно делать. Но ведь не все любят, чтобы им диктовали условия, правда?»

Давайте разберемся на примере «съедобных» компаний Смоленска.
Советы начинающим

Безусловно, покупка франшизы — один из самых быстрых и безопасных способов начать свой бизнес. «Я рассматривал варианты работы по франчайзингу исключительно известных брендов, которые отсутствуют в моем городе, — рассказывает совладелец ресторана быстрого обслуживания Subway в Смоленске Евгений Иванов. — В моем случае компания уже имела сеть в 107 странах мира, а значит, это был заведомо выигрышный вариант».

Рынок франчайзинга действительно набирает обороты как в мире, так и в России — количество новых точек знаменитых компаний растет, как грибы после дождя. Но не всегда все идет так гладко: они как появляются — так и исчезают.

«Ежемесячно в стране закрывается семь точек Coffee-Like. И открывается — семь, — подытоживает директор кофеен в Смоленске Алексей Войтов. — Причина, на мой взгляд, связана с низкой платой за «вход». Это значит, что франшизу покупают начинающие молодые предприниматели. А они часто переоценивают свои силы».

Увы, затраты на старте всегда превышают ожидания. Покупать готовый бизнес лучше на свои накопления и не прибегать к помощи банков.

«Первую пиццерию я открыл на кредитные деньги, — признается Владимир Горецкий. — Работал тогда на Смоленской чулочной фабрике и под свою зарплату набрал потребительских кредитов сразу в нескольких банках. Когда я наконец-то открыл первое кафе, выяснилось, что денег не хватает. Чтобы помочь, кредит в 300 тысяч взяла моя мама… Никому не рекомендую так делать. Такие истории не всегда хорошо заканчиваются».

«Чтобы купить франшизу на студию рисования, я взяла миллионный кредит, — говорит Анастасия Хиль. — И отдавать его оказалось сложно».

«Обращайте внимание на отзывы тех, кто уже взял франшизу, — советует Владимир Горецкий. — Надо обязательно ехать на места и спрашивать: «Ребята, с какого месяца вы начали зарабатывать деньги? Сколько вложили в это дело?»

Другой важный компонент успеха — нужно проанализировать все интересные вам концепции и выбрать наиболее подходящий проект.

«Вы должны выбирать только из того, что сами знаете и любите, а не то, что нравится другим. Я, например, всегда мечтал приехать в Смоленск и утолить свой аппетит вкусным сэндвичем и салатом», — вспоминает Евгений Иванов.

Детально и взвешенно нужно подходить не только к своим возможностям, но и к выбору места, на котором вы хотите играть.

«Нужно четко понимать особенности рынка, на который вы выходите, — говорит Владимир Горецкий. — У нас был хороший опыт в Калуге: это богатый регион по сравнению со Смоленщиной. А вот в Москве большая конкуренция, сложно. Но там зато бездонный рынок… Без сюрпризов в России не обходится. Мы открылись в Вязьме, и это был такой успех по выручке, которого не было ни в одном другом городе! Теперь подумываем над тем, чтобы пойти в малые города — Гагарин, Сафоново…»
Регионы диктуют моду?

Если раньше франшизы зарождались в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге, то теперь они все чаще возникают в регионах, а потом потихоньку завоевывают крупные города. Несколько лет назад смолянин Алексей Войтов придумал и основал компанию «Центр Суши».

«Пять лет назад я начал продавать горячую кукурузу, — говорит Алексей Войтов. — Спустя три года продавал виагру. Теперь я варю хороший кофе, потому что купил франшизу. И продаю суши, потому что сам придумал бизнес и продаю франшизы».

Придумать бренд и создать хороший продукт — это еще полдела. Главное — определиться, как и чем вы будете удивлять клиентов.

«Для начала нужно придумать, чем ваш продукт будет отличаться от других, — говорит Алексей Войтов. — Если вы с этим не определитесь, то и начинать не стоит. Мы сами долго над этим думали. Анализируя рынок Смоленска, увидели, что все предлагают маленькие порции, и решили, что привлечем клиентов размером. Поэтому мы вышли на рынок с лозунгом «Только большие роллы». Но потом от этого сами ушли. Все оказалось куда прозаичнее… В среднем, чтобы бесплатно получить роллы на дом, нужно сделать заказ на 500 — 600 рублей. Это во многом останавливает людей для первичного заказа. Они еще не знают, понравится ли им продукт, и боятся рисковать. И вот тогда мы придумали сделать доставку бесплатной. Это тоже риск: она окупается, только когда заказ оформляется от 500 рублей. Но, несмотря на то что мы доставляем от 1 рубля, средний чек на доставку составляет 700 — 800! Без казусов, конечно, не обходится: на улице Багратиона живет женщина, которая заказывала себе один и тот же ролл каждый день… Нам было очень невыгодно к ней ездить, кроме того, она могла звонить и говорить: «Знаете, мне кажется, что вы туда того-то недоложили…» С недавних пор она заказывает не один, а два ролла. Уже легче» (улыбается).

Франшизы Алексея Войтова с успехом «работают» в Белоруссии, Подмосковье, Псковской и Тверской областях… Но рост сети предприниматели не всегда воспринимают положительно.

«У нас были предложения из Новосибирска и Сургута, но мы им сознательно отказали, — признается Алексей. — Потому что контролировать уровень сервиса на таком расстоянии сложно. Куда проще делать это даже в Беларуси — в Полоцке и Минске, где есть наши точки. Мы столкнулись с болезнью роста — не можем контролировать бизнес-процессы на расстоянии, потому что нам надо сначала укрепить управляющую компанию».

В основе этого укрепления во многих успешных компаниях — хорошо налаженная система аудита и тайных покупателей, автоматизация заказа и камеры в режиме онлайн на кухнях… Если франчайзеру что-то не нравится, он может «отозвать» франшизу.

«Сейчас «Додо Пицца» закрывает в Подмосковье два кафе по своей инициативе, — говорит Владимир Горецкий. — Владельца компании не устраивает качество продукта. А это всегда стоит во главе угла. Именно поэтому обязательное условие ввода в бизнес — потенциальный франчайзи должен отработать на кухне в сыктывкарском ресторане месяц».
А что потом?

Статистика уверенно настаивает на том, что в России растет число франшиз в сфере общественного питания. И Смоленск шагает в ногу со временем. «В ближайшие годы в городе будет развиваться рынок доставки, — утверждает Владимир Горецкий. — У нас очень небольшое количество точек общепита на душу населения. Мы и близко не подошли по этим показателям к Европе. А уж до Америки с Китаем — очень далеко…»

СПРАВКА «РП»

Франчайзер — владелец франшизы, компания, которая использует франчайзинговую систему для развития своего бизнеса и популяризации торговой марки.

Роялти — вид лицензионного вознаграждения, периодическая компенсация, как правило денежная, за использование франшиз.

Франчайзи — предприниматель, который покупает право на продажу товаров и услуг под определенным брендом.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.