В Новом Иерусалиме открылась выставка «Младшие Брейгели и их эпоха»


В Новом Иерусалиме открылась выставка «Младшие Брейгели и их эпоха»

100-летний юбилей музея «Новый Иерусалим», отмечавшийся весь год, завершает выставка «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергаз». В таком количестве, а это 70 работ, у нас впервые представляется фламандская живопись из этого труднодоступного частного собрания.

Работ основателя династии, Питера Брейгеля-старшего, в России нет. В «Новом Иерусалиме» представлены произведения XVI–XVII веков, в обычное время украшающие домашние интерьеры. Приобретались они на протяжении 20 лет на крупнейших аукционах и в частных галереях, иногда на это уходили годы. 29 работ пять лет назад выставлялись в ГМИИ им. А.С.Пушкина и Эрмитаже. В «Новом Иерусалиме» представлены произведения Питера Брейгеля-младшего (1564–1638), прозванного Адским, Яна Брейгеля-старшего (1568–1625), известного как Бархатный, Яна Брейгеля-младшего (1601–1678) — внука основателя династии Питера Брейгеля-старшего (Мужицкого). Их мастерская располагалась в Антверпене и оказала большое влияние на современников — фламандских и голландских авторов, работы которых также можно увидеть. Есть среди них последователи и соперники. Большинство работ выполнены в технике масляной живописи на дереве, но есть и те, что сделаны на меди и холстах.

19 картин принадлежат кисти Питера Брейгеля-младшего, которого, по мнению профессора и доктора искусствоведения Вадима Садкова, называют Адским по недоразумению, приписывая ему адские сцены лейденских художников. Любопытно, что одна из его работ приписывалась и его отцу. Но есть такая наука — дендрохронология. Она позволяет установить возраст дерева. Проведенный уже в новейшее время анализ доски показал, что спилена она гораздо позднее — когда Питер Брейгель-старший уже умер. После его смерти спрос на него был так высок, что его начали копировать.

Братья были в юном возрасте, когда потеряли отца, и многих его работ видеть просто не могли: они были проданы и разошлись по миру. Но сыновьям достались прорези — своего рода калька, при помощи которой можно было повторять работы отца. Но в трактовке деталей их картины отличаются. У Питера Брейгеля-младшего больше декоративности. Специалисты рассказывают, как Брейгель-отец изображал себя, а вот его сын уже не мог воспроизвести предка так буквально — хотя бы потому, что слишком рано лишился родителя, и память многого не сохранила. В самом же копировании не было ничего постыдного. Еще в Нидерландах XV века сложилась традиция тиражирования картин. Важно было качество живописи, а оно присутствовало в работах младших Брейгелей.

Наиболее ценные работы на выставке выделены особым оформлением. Они располагаются в бархатных нишах другого цвета. Одна из жемчужин — «Добрый пастырь», искупающий человеческий грех ценой собственной жизни. Изображенный младшим Брейгелем герой имеет сходные черты с реальным графом, участвовавшим в нидерландском восстании и окончившим жизнь в изгнании в протестантских землях. Питер Брейгель-младший повторяет многие жанровые сцены из крестьянской жизни, созданные его отцом, но копиистом в упрощенном современном понимании он не был. По словам Вадима Садкова, копируя произведения отца, он создавал работы высочайшего качества, которые продвигал в массы, тем самым обучая и развлекая народ. «Добрый пастырь» прежде находился в собрании Н.К.Рериха, затем — в коллекции бельгийского барона Пауля Кронакера. Специалисты приписывали ее Питеру Брейгелю-старшему (Мужицкому), но в 2014 году, после детального исследования, ее признали авторской работой Питера Брейгеля-младшего.Работа «Богач и льстецы» впервые представлена отечественному зрителю. Богатый человек присел. Из его рукава высыпаются монеты, а в обнаженный зад заползают жадные людишки. Мотивы картины восходят к Босху, и то, что изображено на картине, по словам куратора выставки, вовсе не срам, а воспитание от противного: вот такими не надо быть. Питер Брейгель-младший эпатирует зрителя, тем самым воспитывая.

Ян Брейгель-старший оказался более свободным от влияния отца и так рьяно не занимался копированием его работ — в отличие от старшего брата. Он был увлечен мифологическими образами, ботаническим жанром, создавал натюрморты. Его букеты можно бесконечно рассматривать, замечая капли воды, крылышки мух… Собранные воедино цветы появляются в разное время года. В реальности такого их сочетания быть не могло. Рядом с натюрмортами соседствует «Обезьяний пир», где обезьяны представлены в юмористическом духе, как средневековый символ человеческих пороков.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.