В Москве рассказали новую историю звёздного пути Сергея Есенина


В Москве рассказали новую историю звёздного пути Сергея Есенина

В доме Любощинских-Вернадских на Зубовском бульваре открылась выставка «Живите так, как вас ведёт звезда…», посвящённая Сергею Есенину. Один из самых легендарных русских поэтов отмечает в 2020 году 125-летний юбилей. Его земной путь продлился только тридцать лет, но путь звёздный продолжается до сих пор. Неудивительно, что именем Есенина назван целый астероид, хотя, чтобы понять всю противоречивость, сложность и трагизм его судьбы и стихов, мало было бы и Вселенной.

Космическое восприятие Сергея Есенина и легло в основу выставки «Живите так, как вас ведёт звезда…». На ней представлено почти двести подлинных экспонатов: фотографий, автографов, афиш, личных вещей, и даже оригинал посмертной маски Есенина. Открывает же экспозицию большой мультимедийный экран, на космическом фоне которого возникают одна за другой цитаты великих писателей и поэтов о небесных светилах. Это неудивительно: ведь над нами находятся малые планеты, названные в честь Пушкина, Лермонтова, Стругацких, Цоя и многих других культовых фигур, чьё почитание вышло далеко за пределы современного им поколения и соединилось с вечностью.

Здесь же неподалёку расположен стенд с описанием малой планеты 2576, носящей имя Есенина. Она «относится к наиболее древнему типу астероидов C-класса, который характеризуется повышенным содержанием темных углесодержащих минералов, обладает низкой отражающей способностью и может заключать в себе нетронутое вещество протосолнечной туманности». Такая отправная точка выставки как бы подготавливает зрителя к тому пути звёздного мальчика, который ему предстоит пройти.

— Мне больше всего было любопытно рассказать о взаимоотношении Есенина как поэта с мирозданием, – объясняет корреспонденту «МК» куратор выставки Лариса Алексеева. – Само пространство здесь поэтическое и звёздное – так, чтобы, глядя на конкретные исторические вещи и документы, посетитель всё-таки смог услышать звёздный монолог героя.

Жизнь поэта рассказана в шести сценах, в каждой из которых предстаёт новый Есенин, не похожий на предыдущего, что объясняется не просто естественным развитием личности, а разным восприятием его творчества. Для кого-то Есенин – крестьянский поэт из села Константиново, для кого-то – кабацкий лихой певец, для кого-то – тонкий любовный лирик, или глубокий философ. Художественную концепцию выставки воплотило архитектурно-дизайнерское бюро “PS Culture” под руководством Юлии Наполовой.

Первая сцена озаглавлена строчкой из есенинского стихотворения «Мир таинственный, мир мой древний». Эти слова обращены к родной деревне, символом которой выступает крестьянская изба – центр мироздания. Передать атмосферу колыбели и ковчега таинственной природы удаётся с помощью звукового сопровождения. Слышен шум ветра и пение птиц, а на витринах расположены самые ранние артефакты поэтического дарования Есенина – его рукописная тетрадка 1911-1912 годов со стихотворением «Звёзды».

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Есенин написал эти строчки в шестнадцать лет, не зная, что прожил уже больше половины отпущенного ему срока, но уже тогда задумываясь над своим предназначением. В ту пору он учился в школе в Спас-Клепиках, а до этого окончил Константиновское земское училище. Оригинал свидетельства об окончании училища тоже на выставке, равно как и школярская грифельная дощечка, и даже его ученический пенал. Школьные товарищи Есенина ценили его стихи и переписывали их, но всё же настоящая слава пришла к нему в столицах. Этому посвящена вторая сцена выставки с говорящим названием «Млечный Путь». Так назывался и журнал, где было опубликовано одно из самых известных стихотворений Есенина «Выткался на озере алый цвет зари».

Над нами россыпи звёзд, а с обеих сторон – уникальные свидетельства знакомства Есенина с выдающимися поэтами эпохи. Особенно поражает подлинник записки, которую Есенин оставил Александру Блоку, когда не застал его дома: «Александр Александрович, я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете. А может быть где-нибудь и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин» И приписка Блока: «Крестьянин Рязанской губернии 19 лет. Стихи свежие, голосистые, многословные, язык. Приходил ко мне 9 марта 1915».

— Хотя между Блоком и Есениным дружбы не случилось, – рассказывает Лариса Алексеева. – Когда Есенин вновь хотел увидеться с ним, Блок корректно отказал, написав: «Путь Вам предстоит не короткий, и чтобы с него не сбиться, надо не торопиться и не нервничать».

Проход в следующий зал, где повествуется о послереволюционном творчестве поэта, предваряет цифровая реконструкция портрета Есенина, который в своё время выполнил художник Борис Григорьев. В 1924 году он увёз полотно в Нью-Йорк, где оно попало в частные руки, и его местонахождение до сих пор неизвестно. Сохранилась только чёрно-белая фотография картины, на которую создатели выставки с помощью мультимедийных средств нанесли собственные краски, руководствуясь воспоминаниями Григорьева о работе над портретом. Так что Есенин облачается то в красное, то в васильковое, то в зелёное. Так можно почувствовать многоликость и многозначность поэта.

В оставшихся трёх сценах эта противоречивость, страсть и душевная глубина проявляются, пожалуй, в наибольшей мере. Тут и Есенин первых революционных лет: бунтарь, стряхивающий старый мир, «небесный барабанщик», приветствующий «инонию», и, конечно, имажинист, с триумфом выступающий на поэтических вечерах, яркие афиши которых представлены в большом зале. Рядом инсталляция, посвящённая возлюбленным Есенина, озаглавленная «Кольцо Венеры». Именно на Венере есть кратер, названный именем Айседоры Дункан – знаменитой американской танцовщицы и супруги Есенина. На экране в зале кадры кинохроники, на которых они вместе, а на чёрном столе, выполненном в форме кольца, за стеклом фотография с автографом Дункан и её телеграммы Есенину. Читать их невероятно трогательно, поскольку Дункан почти не владела русским, а Есенин не знал английского – и, тем не менее, она, путая два языка, писала ему: «Дарлинг, очень грустно без тебя».

На выставке звучит и голос Есенина. Поэт читает монолог Хлопуши из своей драматической поэмы «Пугачёв» – ярко, эмоционально, на разрыв. Этому произведению отведен отдельный зал, обрамлённый красным цветом. Причём посетитель попадает в замкнутое пространство, будто бы оказываясь в эпохе восемнадцатого века, когда разворачиваются события бессмысленного и беспощадного русского бунта. Тут же и орудия крестьянского восстания: цепь, колотушка, серп.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.