Театр Руставели покажет спектакль в Москве
Актеры Тбилисского государственного театра Руставели примут участие в Международном театральном фестивале имени Чехова в Москве — эта новость из разряда обычных театральных анонсов вызвала в Грузии общественную дискуссию.
В последнее время культурные и политические смыслы в отношениях Грузии и России не просто смешиваются: одно пытается заменить другое — как в театре абсурда. И именно одну из самых известных пьес театра абсурда грузинская труппа покажет в Москве — «Конец игры» ирландского драматурга и нобелевского лауреата Сэмюэла Беккета.
С момента разрыва дипломатических связей в 2008 году отношения между Москвой и Тбилиси практически не улучшились, поэтому театральные гастроли общественность рассматривает в контексте официально признанной Грузией оккупации своих территорий. Но, похоже, бессменный (с 1980 года) худрук Театра Руставели, 82-летний Роберт Стуруа, полемики не боится.
С 1996 года Театр Руставели не раз приезжал в Москву на Чеховский фестиваль со спектаклями Стуруа. Сам режиссер с конца 1990-х годов активно сотрудничает с московскими театрами «Сатирикон» и Et cetera.
У искусства нет границ. Я еду показать искусство, то, что Грузия делает даже тогда, когда Россия поставила нас в такое плачевное состояние»,— заявил Стуруа в аэропорту, улетая из Тбилиси.
И добавил, сердито глядя на репортера поверх медицинской маски: «Меня интересует, почему вы именно из-за нас так возбуждаетесь? Когда в Грузию приезжают российские театры, вы очень хорошо им аплодируете».
Пьеса «Конец игры» написана в 1950-х годах и рассказывает о людях, которые живут в абсолютно замкнутом пространстве после предполагаемой мировой катастрофы: они нуждаются друг в друге и при этом постоянно враждуют. Это спектакль о Слуге и Хозяине, о любви-ненависти, об общем одиночестве, о пустоте и, наконец, о протесте и уходе. Хотя, возможно, это только игра — в пьесах Беккета множество смыслов.
У Стуруа, как всегда, своя интерпретация. Не исключено, что в ней можно проследить и ту мысль, на которой режиссер настаивал, отправляясь в Москву: что ни страна, ни театральное искусство в ней не умерли.
Спектакль был поставлен в Тбилиси в прошлом году и ожидаемо стал жертвой пандемии — его показали только в онлайн-трансляции. Российский зритель увидит действие на сцене Театра Моссовета, три спектакля пройдут 30 июня, 1 июля и 2 июля.«Нам очень приятно, что мы можем показать московскому зрителю наш спектакль, один из последних. Необыкновенная пьеса, необыкновенный автор, и, мне кажется, актеры тоже неплохо играют»,— заявил Стуруа в комментарии российскому федеральному телеканалу. Занятая в спектакле актриса Нана Пачуашвили сказала в интервью российскому телеканалу, что она и ее коллеги «с нетерпением ждут выступления на фестивале, поскольку российская публика любит слушать и думать».
Вместе с Грузией на 15-м по счету Чеховском фестивале представлены театры из Франции, Испании, Индии, Азербайджана, Армении, стран СНГ и Балтии.
В интервью грузинскому телевидению, записанном еще перед началом пандемии, во время первых репетиций, Стуруа назвал свой спектакль «апокалиптичным». «Беккет ничего не прячет, он видит все наши отрицательные стороны и предсказывает наш конец»,— сказал режиссер. И сразу же перешел на себя: «Я думаю, что я стал просто ужасным, я совсем не милый старик.
Я не стал тем дедушкой, которого все любят. Я стал как Кощей Бессмертный. Я человек театра, который шалит, хулиганит, все время играет и, что самое главное, играет с высокими идеями».
Режиссер в последнее время не раз ввязывался в публичные скандалы, в которых не стеснялся выглядеть неприглядно.
Два года назад, в июне 2019 года, когда на проспекте Руставели в Тбилиси проходил 10-тысячный митинг из-за того, что в кресле спикера парламента Грузии оказался российский депутат-коммунист Сергей Гаврилов, Стуруа тоже был в Москве на Чеховском фестивале. Он осудил протесты и написал у себя в Facebook: «Злой дух победил, Грузия закончилась». Пост вызвал шквал негативных реакций.
Самый последний скандал произошел в апреле этого года, когда Стуруа высказался в адрес актрисы, публично признавшейся в том, что 11 лет назад ее систематически избивал бывший муж, один из ведущих актеров Театра Руставели. Когда об этом стало известно, администрация Театра Руставели немедленно отстранила обвиненного в насилии актера от всех спектаклей. Было решено, что он не появится на сцене до тех пор, пока МВД не завершит проверку фактов, изложенных бывшей супругой.