Смолянам показали, как создавался архитектурный шедевр


Смолянам показали, как создавался архитектурный шедевр

В историко-архитектурном комплексе «Теремок» во Фленове открылась выставка «Храм Святого Духа и его создатели». Храм сошествия святого Духа – один из интереснейших памятников истории и культуры федерального значения в Смоленской области. Этот архитектурный шедевр конца XIX − начала ХХ века соединил в себе лучшие традиции старых мастеров Севера России и Поволжья, талантливых художников и архитекторов того времени. Его уникальность во многом определяет мозаика «Спас нерукотворный с предстоящими ангелами», выложенная над центральным входом по эскизам художника Николая Рериха в начале прошлого века.
На открытии выставки присутствовал губернатор Смоленской области Алексей Островский. Для него и учащихся Талашкинской средней школы была проведена экскурсия, в ходе которой сотрудница музея Тамара Исаченко рассказала об истории строительства храма и итогах реставрационных работ.
Напомним, с июля 2016 по сентябрь 2017 года в Церкви Спаса проводились реставрационные работы. Это стало возможным благодаря обращению губернатора Алексея Островского к вице-премьеру Ольге Голодец во время ее посещения историко-архитектурного комплекса «Теремок» в апреле 2016 года. В результате, Министерство культуры в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» выделило на реставрацию храма свыше 40 миллионов рублей. Средства позволили воссоздать кирпичную кладку, отмостку, привести в порядок подвальные помещения, занимающие около 60% площади здания.
«Самое главное – это то, что сегодня практически восстановлена мозаика, которую задумал Николай Константинович Рерих. Удивительно, что до окончания реставрационных работ, несмотря на объем и живое изображение, она была статичной. А когда мозаичисты выполнили нижний ярус, то мы увидели, что опора Лика Спаса получилась живой, в движении, он буквально спускается на крылах ангелов на землю. Это стало видно только благодаря реставрации. Поэтому, можно сказать, что мы открыли мозаику заново», – рассказала Тамара Исаченко.
На стендах и витринах выставки рассказывается об истории создания храма. В экспозиции представлены эскизы художников, работавших над конструкцией и внешним обликом храма, предоставленные Смоленским музеем-заповедником. Это работы таких известных мастеров как Михаил Врубель и Сергей Малютин, архитектор Владимир Суслов. Исторический экскурс дополняют документальные фотографии, архитектурные артефакты и публикации периодической печати конца XIX века – начала XX века, посвященные храму.
«Мы постарались очень аккуратно внедриться в пространство храма нашими экспонатами, потому что, конечно, главный объект – это сам храм, его уникальная архитектура. Например, можно увидеть фрагменты росписи и наша задача в дальнейшем – постараться их сохранить. Но самое главное, благодаря реставрационным работам, мы показываем то, что до сегодняшнего дня было разрушено», – отметила Тамара Исаченко.
Посетители выставки могут увидеть не только уникальную восстановленную мозаику, но и проследить весь процесс реставрации от графических эскизов до подбора гаммы смальты. Одним из наиболее значимых экспонатов является окончательный проект храма, разработанный Марией Клавдиевной Тенишевой и фотографом Иваном Федоровичем Барщевским. Эскизы церковной утвари, росписей, икон и облачения священнослужителей переносят посетителей во времена расцвета имения Тенишевых.
Осматривая убранство храма, губернатор поинтересовался, реально ли восстановить сохраненные на стенах росписи в первозданном виде. Сотрудница музея пояснила, что это станет возможным в случае, если у реставраторов будут копии с подлинных эскизов Николая Константиновича Рериха, которые хранятся за рубежом.
Губернатор заверил, что приложит максимум усилий в этом направлении: «Решив проблему по восстановлению мозаики, теперь мы будем работать над тем, чтобы, предварительно изучив возможность получения копий с подлинных эскизов, восстановить и внутреннее убранство храма. Я буду решать данный вопрос на уровне Правительства и рассчитываю, что мы получим на эти цели федеральное финансирование».
«Храм стал, можно сказать, апофеозом всего того, что создала здесь княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Но затем он как бы замер. Его пытались разрушить и уничтожить, но он выстоял. Благодаря Вам, Алексей Владимирович, и Вашему непосредственному участию и постоянному вниманию, началось движение в восстановлении Церкви Спаса, Федерацией был выделен этот колоссальный для нас объем финансирования. И сегодня мы присутствуем при втором рождении храма. Он начал дышать», — подчеркнула научный сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника Тамара Исаченко.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.