Смоленским зрителям в театре будут давать деньги


Смоленским зрителям в театре будут давать деньги

— В конце декабря все мы оглядываемся назад, чтобы подвести итоги. Николай Петрович, каким был этот год для Камерного театра и для вас?

— Мне кажется, 2011 год был неплохой, хотя по-человечески труден. Хорошо, что к нам в театр пришло много молодых. Пять актрис, все — выпускницы моего курса в Институте искусств. К сожалению, есть бытовые проблемы. Самое печальное, что мы не можем актерам предоставить жилье, поэтому в труппу приходится принимать преимущественно смолян. Правда, сейчас квартирный вопрос начинает потихоньку решаться, вроде бы городская власть идет нам навстречу. По крайней мере, одну из наших актрис поставили в очередь на жилье. Очень надеюсь, что у нас наконец-то появится пристройка к театру, о которой говорим уже не первый год. Думаю, что власть и на уровне государства должна все-таки обратить внимание на культуру. Если забросить образование, искусство, театр, в частности… я не знаю, в какой подвал мы можем обрушиться и уже в него рушимся. Что происходит с нашими подростками и молодежью, мы все видим по телевизору: жестокость, агрессия, стремление все разрушать. Но так не должно быть!..

— Вы считаете, что театр – прививка от жестокости?

— Во многих случаях – да. Как и хорошие книги, фильмы, картины. Конечно, театры и спектакли бывают разные. У нас, например, нет жестоких, злых сказок, у нас нет агрессии в тех вещах, которые адресованы детям и подросткам. Мы не стараемся подражать американским мультфильмам, в которых заложено что-то, что делает ребенка агрессивным.

— По-моему, в Камерном и взрослые спектакли в большинстве своем добрые…

— Со взрослыми порой мы говорим порой о страшных вещах, жестких вещах… Но наши постановки не несут в себе безнадежности. Потому что, несмотря на все проблемы, мы живем в прекрасном мире. Все страшное устраивает человек, социум. Но общество способно меняться, нужно просто стараться, чтобы за всеми нашими начинаниями стояло что-то светлое, чтобы бережное отношение было и друг к другу и к миру. Природа вокруг та же, что и была сто лет назад — я не говорю о влиянии на природу. Это отдельный вопрос. Мне довелось побывать в Дании — стране, где много внимания уделяют экологии. Там люди пьют воду из-под крана. Там одна россиянка вышла из автобуса, вдохнула чистый воздух и сказала: «У меня такое чувство, что я дома! Вот только сейчас я дома…» Понимаете? Мне становится больно оттого, что у нас все не так. И возвращаясь к культуре, скажу, что я, конечно, против политики, согласно которой нужно закрывать «маленькие» театры. Закрыть легко, открыть в 500 раз сложнее. Но никогда не знаешь, что будет дальше. В конце 80-х я приехал в Ставропольский театр. Там шел спектакль «Ромео и Джульетта», с потрясающей сценографией. Центральная декорация – клетка — обошлась в 50 тысяч рублей. В те годы я зарплату получал 150 рублей. И мне сказали: «Да, у нас театр хорошо финансируется». А секрет прост: тогда главой государства был Горбачев, он и Раиса Максимовна любили театр, и все секретари горкомов и обкомов ориентировались на президента. Сейчас в стране такого нет… С другой стороны, о Камерном никак нельзя сказать, что это театр брошенный. Управление культуры города много для нас делает. В этом году мы перекрыли крышу, чуть раньше поменяли кресла. Готовим театр к открытию сезона — получаем средства на ремонт. На 27 марта, день театра нам также выделили сумму, мы сами немного добавили и заказали двери, потом закрыли стеклами ниши. Теперь у нас красивый вход в театр.

— Чем порадуете юных зрителей на зимних каникулах?

— У нас уже начались часовые новогодние представления с Дедом Морозом и Снегурочкой. На каникулах также будут утренники и добавятся наши сказки: «Ежик и Медвежонок», музыкальный спектакль «Бэмби» — премьера нынешнего сезона, «Дюймовочка»…
— Что планируете поставить в следующем году для детей и для взрослых?
— Идей много. Так, смоленский драматург и художник Юрий Каштанов, который оформлял спектакли «Башня Веселуха», «Нельская башня», предложил свою пьесу «Смоленск. 1812». Будем работать. Над нами подшучивают, мол, у вас два спектакля о деньгах – «Смешные деньги» Рея Куни и «Бешеные деньги» Островского. Да, так вышло, и я собираюсь поставить третью пьесы о деньгах. Пусть будет такая трилогия, потому что ситуации выбора, когда кто-то внезапно получает богатство или лишается его, — это моменты, в которых проявляется весь человек целиком. У нас в портфеле давно лежит повесть Валентина Распутина «Деньги для Марии». Вы помните, там женщину обвиняют в растрате, она невиновна, но чтобы избежать наказания, ей нужно собрать довольно крупную сумму. Кто поможет Марии? Готовы ли мы прийти на помощь? Или проще жить по принципу «моя хата с краю»? Там все эти вопросы… Все характеры проявляются в этом испытании. Инсценировку будем делать сами. Вещь довольно серьезная. Видите ли, нас иногда обвиняют в том, что мы ставим одни комедии. Но в любой из них есть то, что заставляет задуматься, есть некая нравственная составляющая.
Взять те же «Смешные деньги» — даже там есть повод задуматься о том, как человек получив в распоряжение некую крупную сумму, им распоряжается. Каждый персонаж в ситуации выбора, хотя с виду все это забавно и смешно. Вот «Бешеные деньги» — это совсем уже другой тональности комедия. Она довольно грустная. Это что касается вечерних спектаклей. А для детей и подростков у нас тоже много задумок. Например, театральная сказка «Ровесник мамонта». Фантастическая история для маленьких зрителей о том, как ученые умудряются вырвать из древности человека, ребенка, и доставить его в современный мир на короткое время. И общение с этим мальчиком меняет наших современников. А его воспитательница так привязывается к нему, что когда приходит время отпускать его в тот, его родной мир, принимает решение уйти вместе с ним. Для молодежи мечтаю поставить «Эй, ты, здравствуй!» Геннадия Мамлина. Это лирическая, добрая, грустная и смешная пьеса о первой любви. Написана она в советское время, но не перегружена реалиями прошлого века. Она как бы вне времени — так как рассказывает об отношениях, которые возникают между двумя душами. Хочется говорить о каких других отношениях, не таких, какие навязывает современная масскультура Я противник того, что происходит сейчас в молодежной среде, против слепого копирования западных ценностей. За границей люди в русском искусстве ищут духовность — им не хватает этого. Они берут у нас самое лучшее. Мы же пытаемся подражать только в материальном плане: машины, виллы, мода…В тоже время я не думаю, что у нас все плохо, а там хорошо. Рая на земле не построишь — это иллюзии. Но построить общество, где работают законы — это возможно, к этому нужно стремиться.

— Что бы вы пожелали накануне Нового года зрителям вашего театра, нашим читателям и всем смолянам?

— В первую очередь, позитива. Что бы не происходило в жизни, нужно относиться к этому как к трудности, которую стоит пережить и которая даст силы. Нужно только просить терпения, любить своих близких и друзей, всех, кто рядом. Нас окружают люди несвятые и сами мы несвятые, но отсюда и прощение, поэтому ни на кого не держите зла! Просто жить — это большое счастье, жить — прекрасно!

Автор: Елизавета Юрьева
Комсомольская правда

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.