Скончался художник Андрей Филиппов: его называли легендой московского концептуализма


Скончался художник Андрей Филиппов: его называли легендой московского концептуализма

На 64-м году жизни скончался Андрей Филиппов – одна из самых ярких фигур московского концептуализма. Об кончине художника сообщила его сестра, директор Центра творческих индустрий «Фабрика» Ася Филиппова. Андрей помимо прочего создал одну из самых ярких инсталляций эпохи перестройки, которая была показана на эпохальной выставке «Москва—Берлин». Его «Тайная вечеря» (1989) отсылает к классической иконографии, однако стол, накрытый красной скатертью, сервирован советскими серпами и молотами, а старинный лозунг «Москва — Третий Рим» превращен в игривый: «Риму — Рим!»

Одной из последних этапных работ стала инсталляция «С колесом в голове». Она была признана «Проектом года» премии Кандинского в 2015 году. Название этой романтической работы заимствовано из текста Андрея Монастырского «С колесом в голове» – замечание о социологии, искусстве и эстетике. Это размышление художника о роли личности в истории и о своем месте в ней: «Мы все занимаемся реконструкцией будущего через прошлое. И прошлое для нас, как и настоящее – это центр колеса, на обод которого проецируются наши надежды. В этом колесе крутятся не только наши идеи и образы, но и наши страсти. Это и кружение буддийских барабанов, и хорос в Афонском храме». Инсталляция представляет собой кабинет, из которого, кажется, только что вышел его хозяин, забыв военный сюртук на спинке стула. В интерьере – предметы советского и средневекового быта. Над головой круглая люстра со свечами, на стенах – красные флажки с советскими песнями, за спиной – авангардная картина с портретом военачальника, на столе – автомат.

В этой тонкой визуально-лингвистической игре – весь Филиппов. В 1982-1984 годах он был активным участником выставок московской галереи APTART, в самом названии которой была заложена лингвистическая игра: APTART – от английского apartment art («квартирное искусство»); APT можно понимать как искусство, которое в условиях подпольного квартирника как бы «удваивается». APTART было местом, где собирались художники нового поколения неофициального искусства. Это одно из самых важных место в советской истории подпольных вернисажей, где о себе заявили многие ныне признанные мэтрами авторы. Среди них – Илья Кабаков, Виктор Скерсис, Вадим Захаров и Юрий Альберт. Как раз там рождался жанр «тотальной инсталляции».

В 1987 году он выступил одним из инициатором создания «Клуба авангардистов» (КЛАВА) в Пересветовом переулке, где собирались все главные художники, искусствоведы, поэты и музыканты неофициального искусства – Иосиф Бакштейн, Борис Матросов, Никита Алексеев, Сергей Ануфриев, Свен Гундлах, Елена Елагина, Вадим Захаров, Георгий Кизевальтер, Игорь Макаревич, Андрей Монастырский, Ирина Нахова, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн и др. Тогда же, в конце 1980-х, Андрей Филиппов принимал участие в первых легальных показах актуального русского искусства за рубежом, где его инсталляции приобрели статус символов независимого искусства из СССР.

После распада СССР он продолжил активно выставляться в России и за рубежом. Одним из самых нашумевших проектов конца 2000-х стала его работа «Пила» – остроумный монумент в виде Кремлевской стены, распиливающей землю своими зубцами.

Андрею Филиппову было 63 года. Причиной смерти называют проблемы с сердцем. Кажется, вместе с этим художником, ставшим одним из движков свободного искусства на заре новой России, закончилось то вольное время острых метафор с многослойным смыслом…

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.