Потенциальная энергия искусства. Необычная выставка открылась в Смоленске


Потенциальная энергия искусства. Необычная выставка открылась в Смоленске

В Смоленском историческом музее открылась экспозиция художников Анны и Дмитрия Зиминых. Она состоит из двух разделов — «Потенциал действия» и «Потенциал покоя».

Анна и Дмитрий Зимины — одни из немногих смоленских художников, которые работают не над отдельными картинами, а над серийными тематическими проектами. Их творчество известно далеко за пределами нашего региона. Они неоднократно выставлялись в Смоленске и других городах, участвовали в различных всероссийских выставках. На этот раз этот семейный творческий тандем представил весьма замысловатую совместную выставку на стыке искусства, биоэнергетики, физиологии и ботаники.

«Потенциал действия» — это проект Дмитрия Зимина, отсылающий к иллюстрациям из ботанического атласа и посвященный загадочному поведению растений. Часть проекта была представлена в начале 2020 года на выставке «Актуальная Россия» в выставочном зале парка «Зарядье» (Москва).

— Потенциал действия — это биоэлектрический сигнал, обеспечивающий передачу информации в организме. Он является физиологической основой нервного импульса у животных и человека. Однажды я случайно узнал, что у растений тоже есть сложная система передачи информации — аналог нашей нервной системы. Они формируют свое поведение, реагируя на раздражители. Проще говоря, о повреждении какого-то одного листа узнает все растение. Мои работы — это схематическое изображение передачи импульсов от одной части растения (лист, цветок и т. д.) к другим частям. В основе серии лежат иллюстрации из английского ботанического атласа начала ХХ века с воспроизведением реальных подписей. Потенциал действия можно рассматривать и вне контекста биологии и как «возможность или будущие последствия» любого действия и художественной практики в частности, — комментирует свой проект Зимин.

«Потенциал покоя» — это две серии работ Анны Зиминой: серия «Ахроматическое цветение» (2014) и серия «Цветоформы» (2020). Автор представляет работы, выполненные с использованием фотографических технологий получения изображения (фотограмма, гумбихроматная печать), а также живописные работы. Обе серии работают с темой изучения формы и цвета на основе изображений вымышленных растений.

— В выборе названия этой части экспозиции мы отталкивались от уже существующей серии работ Дмитрия. Так как потенциал действия неразрывно связан с потенциалом покоя — то выбор пал именно на такое сочетание терминов. Таким образом, построение всей экспозиции стало подчиняться общей теме. Если в физиологии потенциал действия/покоя связан с передачей информации внутри организма, то в нашей интерпретации они являются отправной точкой для размышления о движении информации от автора к зрителю в ходе ознакомления с выставкой, — рассказывает об идее проекта Анна Зимина.

Серия «Ахроматическое цветение» — это размышление о «присутствии нехарактерного» или об «отсутствии характерного» признака в каком-либо предмете или явлении. С одной стороны — ахроматические цвета не свойственны процессу «цветения».

С другой — здесь традиционные для черно-белой фотографии материалы использованы для получения «цвета» путем изменения процесса химической обработки.

На выставке представлены экспонаты, которые иллюстрируют разные фазы создания серии «Ахроматическое цветение».

— Эта часть экспозиции задумывалась как некая справочно-историческая, дающая зрителю возможность размышления о том, как возникала серия, как происходил поиск визуального решения. Так, работа «Ахроматическое цветение: праформы» — это три листа контактных отпечатков, отсылающих к моменту появления идеи и поиску визуального решения автором. Экспонат «Ахроматическое цветение: деконструкция» состоит из трех элементов: фотограмма на пленке, фотограмма на бумаге и фрагменты используемой проволоки и полиэтилена. Это попытка рассмотреть процесс работы над серией через физическое разъединение до ухода к первоначальному материалу, послужившему исходником для создания визуальных форм, — поясняет замысел Анна.

В серии «Цветоформы» Зимина использует прием схематизации (упрощения), при этом схематическое изображение строится не на реальных природных формах, а на обобщенном представлении о них.

— Схема убирает все декоративно-эффектное и оставляет пустую «базу». Считаю, что до самого основания этой «базы» образа я еще не добралась, буду изучать возможности упрощения дальше, — резюмирует Анна Зимина.

Источник: Рабочий путь

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.