«Полеты во сне и наяву». Смолянин собирает самолет


«Полеты во сне и наяву». Смолянин собирает самолет

Его приглашают в другие российские города. Мол, все у тебя будет: и щедрый спонсор, и огромный ангар, и специально обученные люди, которые станут выполнять все твои требования. Только приезжай! Предложения поменять место жительства, чтобы строить там самолеты, поступают и из Европы, в частности из Бельгии.

Однако Александр наотрез отказывается уезжать из Смоленска. Мол, где родился, там и пригодился. А о своем уникальном авиадетище, которое сейчас красуется около дома, на месте грядок, он рассказывает как о чем-то обычном, как, например, о двухколесном самокате. Подумаешь, собрал самолет практически с нуля…
Про летающую кошку и палаточное чудо-юдо

— Александр, откройте «военную тайну» — зачем вам самолет?

— Захотелось сделать что-то большое, красивое и… сложнотехнологичное. До этого работал над созданием аэромобиля, почти все сделал, но потом к нему охладел: показалось все это слишком примитивным и неинтересным. Хотя многие наверняка считают построку летающего авто глобальным проектом.

— То есть вы предпочитаете заниматься тем, что радует и вдохновляет в жизни, дает драйв. Поэтому купить «кит набор» — комплект деталей летательного аппарата, из которых по инструкции можно собрать самостоятельно, — это не ваш путь. Ну хорошо, построите вы суперклассное воздушное судно, но где на нем летать?

— А я — как тот грибник, который любит собирать грибы, а есть не любит. Мне было интересно самолет построить, а полеты — это уже совсем другая тема, хотя он и на огороде стоит красиво (улыбается, глядя на свое крылатое детище. — Прим. авт.). Осталось подсоединить управление, установить баки для топлива, закапотировать мотор…

— Я правильно поняла — летать на нем вы не планируете, как, например, австралиец Джон Джохэнсон, самостоятельно построивший свой самолет, а потом трижды обогнувший на нем земной шар?

— Время покажет. Сначала мой самолет облетают специалисты с большим опытом. Потому что я, хотя и сидел неоднократно за штурвалами разных воздушных судов, но налет имею весьма скромный — часов 15.

— «Однажды я проснулся и понял, что хочу построить самолет…» Это начало вашей истории? Или было как-то иначе?

— В Ютубе появилось видео, в котором из внутренности крыла летящего самолета в кабину влезает черно-белый кот. Видимо, ночью туда забрался, решив вздремнуть, а когда опомнился, то самолет уже взлетел. Именно тогда я впервые поймал себя на мысли, что хочу строить самолет. Потом написал этому летчику-буржую на английском и спросил, что это у него за самолет. Он ответил. Выяснилось, что построить такое летающее чудо-юдо проще пареной репы. Там все просто: берешь трубки, ткань, и у тебя в итоге получается что-то типа дельтаплана. То есть сидишь на трубах и летишь, как в палатке. Одним словом, неинтересно, самолетом такое сооружение можно назвать с большой натяжкой. Потому что в нормальном, пусть даже небольшом, самолете должна быть печка, и он должен быть явно не тряпичным. В кабине должно быть тепло, комфортно и тихо, как в автомобиле.

— И на какую высоту будет подниматься воплощение вашей мечты?

— Максимум для всех моторных самолетов — 5 тысяч метров.

— Тогда почему у вашего самолета не легкая и прочная алюминиевая обшивка?

— Потому что алюминиевые листы неудобно резать, да и к тому же это скучно, потому что все так делают в последние 70 лет. А мне было интересно построить самолет так, как никто не делает. Я его обшил пластиковыми листами.

— Но кабина-то из металла…

— Да. Сварена из металлических трубок. Хвостовая часть — все тот же пластик, кроме основных силовых деревянных реек. А еще я поставил пневматические амортизаторы вместо пружин, и теперь самолет у меня — на надувных подвесках. Этого тоже никто еще не делал.

— А зачем?

— Чтобы можно было, во-первых, регулировать высоту расположения кабины. А во-вторых, чтобы минимизировать вес самолета, ведь массивные пружины – не только громоздкое, но и довольно тяжелое удовольствие.

— И сколько в итоге весит летательный аппарат?

— 450 кг. К примеру, крыло потянуло на 72 кг.
«Увезу тебя я в тундру…»

— Теперь еще один вопрос: можно ли этот самолет быстренько разобрать, уложить на автомобильный прицеп и вывезти куда-нибудь для дальнейших летных испытаний?

— Запросто! Достаточно раскрутить пару десятков болтов. Если взять то же крыло, то оно держится всего на четырех болтах, а мотор — на восьми…

— А стоящий передо мной летательный аппарат сможет подняться ввысь с обычного поля или с грунтовки?

— Да, ведь именно для этого и установлены амортизаторы, чтобы самолету кочки были не страшны.
Летательный аппарат с «аппетитом» легковушки

— Какое топливо предпочитает ваш крылатый питомец?

— Обычный 92-й бензин.

— Какова будет емкость баков?

— Литров на 130.

— И на какое расстояние возможно будет улететь на одной заправке?

— Теоретически на тысячу километров.

— То есть расход бензина — как у автомобиля?

— Надеюсь, что да. Все еще надо проверять. Но, в любом случае, это будет куда более экономичный проект, ведь другие подобные представители малой авиации «кушают» раза в три больше. К тому же мой крылатый друг летать сможет как летом, так и зимой. Да и мощность его можно будет менять благодаря специальной раме, сделанной так, что двигатель закреплен независимо от редуктора и соединен с ним только резиновой муфтой. И если тебе разонравился «хондовский» мотор в 130 «лошадок» и ты решил заменить его на 200-сильный, то и здесь все просто. Снял старый мотор, переварил крепления, установил новый, помощнее, и полетел. То есть мой самолет можно будет и дальше модернизировать.

— А что можно сказать про уже установленный двигатель? Неужели так просто перекинуть мотор с автомобиля на самолет?

— Двигатель инжекторный, автомобильный. Понятно, что у этого «японца» раньше были «мозги» и куча проводов, но куда именно их подсоединять, толком никто не знал. Однако в Ростове есть мастер, который легко разгадывает такие электронные ребусы. В итоге у моего «хондовского» двигателя не только с «мозгами» теперь все в порядке, но и лишние провода убраны. Мне осталось взять штекер, все быстренько подключить и завести мотор…

— Александр, в Интернете пишут, что, не имея 3 — 4 миллионов рублей, к строительству самолета «с нуля» лучше не приступать. А какова получилась себестоимость смоленского чудо-борта?

— Тысяч 300, не больше!

— Вы брали уже готовые чертежи?

— Нет никакого смысла что-то повторять. Мне интересно сделать так, как никто до меня не делал. Как хочу именно я. Я уже говорил: мне-то самолет не нужен, но вот построить его интересно.

— А если появится покупатель… Продадите?

— Наверное, да. Мне неоднократно предлагали переехать в другие города. Мол, все условия есть: и ангар, и спонсор, и работники с «оч.умелыми ручками». Но нет мастера, который бы всем этим руководил. Предложения поступали даже из Бельгии: приезжай, будем строить самолеты вместе, а потом летать над Ла-Маншем. Но я не хочу. Потому что я здесь родился.
Мой друг Зарайский

— Сколько времени потребуется, к примеру, трем мастерам, чтобы сделать такой самолет?

— Этот самолет, если знать, как и что делать, можно построить за год. А я его делаю три лета. Представьте, еще минувшей зимой у него не было даже крыльев, и мы с Алексеем Зарайским всю зиму клеили пластик на крылья, и только весной я начал их собирать…

— Александр, а о чем вы еще мечтаете?

— Не запустив в небо первый, построить новый… самолет. Вернее сказать, усовершенствовать старый. Обшивку, например, немножечко по-другому сделать…

Еще немного — и самолет будет готов к испытаниям. Правда, как его назвать, смоленский Кулибин пока не решил.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.