Летная Смоленщина


Летная Смоленщина

Военная авиация России отмечает 100-летний юбилей. «РП» вспоминает имена военных летчиков: от Гагарина и Ефимова до асов 46-й воздушной армии.
Летчики вполне могут назвать август своим месяцем. Те, кто посвятил жизнь военной авиации, на исходе лета дважды отмечают профессиональный праздник: 12-го числа — День военной авиации и 18-го — День Воздушного флота.
В истории военной авиации много героических страниц. Например, в 1936 году два летчика, Валерий Чкалов и Георгий Байдуков, и штурман Александр Беляков преодолели Северный полюс и приземлились на территории США, тем самым показав мощь воздушного флота Страны Советов. А к 1942 году СССР завоевал господство в воздухе в Великой Отечественной войне. Именно летчики стали первыми Героями Советского Союза.
А какая еще страна имела три женских полка летчиц?! Только наша. Здесь нельзя не вспомнить имя Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда Валентины Гризодубовой. Ее экипаж на самолете «Родина» совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток — первый в истории нашей авиации полет на дальность. Летели, пока не кончилось горючее. В 1942 году Валентина Гризодубова организовала военно-транспортный полк, на счету которого много славных побед в годы Великой Отечественной войны. С 1946 года и до момента ликвидации в 2009-м полк имени Гризодубовой располагался в Смоленске.
Сегодня, в мирное время, люди этой профессии служат гарантом безопасности страны. Военная авиация — это особый коллектив единомышленников. Тут мужество и храбрость сочетаются с романтизмом, мечтою летать, словно птица, преданностью делу. Летчики знают, что это опасно, но любовь к небу оправдывает риск.
О наших выдающихся земляках времен столетней истории смоленской военной авиации рассказывает Председатель областного Совета ветеранов, генерал-майор авиации Виталий ВОВЧЕНКО:
— Славный тернистый путь смоленской дальней авиации пролегал через мирные и военные годы, через победы и поражения. А личный состав военно-воздушных сил вместе со своим народом пережил и взлеты, и падения. Мы помним, как летчиков признавали героями и как они попадали в опалу в сталинские времена. Но всегда авиация была на высоте. Участие Смоленщины в развитии авиации нельзя переоценить. Наш регион находился в центре ее становления и сделал многое для укрепления Военно-воздушного флота как СССР, так и России. Смоленщина дала миру не только первого космонавта Юрия Гагарина (кстати, именно из авиации он пришел в космонавтику. — «РП»), но и первого летчика, который осуществил в своих полетах такие эволюции, как виражи и спирали, пикирование и планирование с выключенным двигателем, — Михаила Ефимова.
Михаил Никифорович, уроженец деревни Аполье Смоленской губернии, отправился на учебу во Францию и был определен в школу Анри Фармана. В январе 1910 года он с отличием сдал экзамен на звание пилота. Хозяин школы решил готовить русского летчика к мировому рекорду по длительности полета с пассажиром. И такой полет вскоре состоялся. На следующий день Михаил Ефимов стал мировой знаменитостью.
— В этот ряд летчиков-эталонов следует вписать и имена наших земляков маршала авиации Александра Колдунова, уроженца деревни Мощиново Монастырщинского района, и генерал-полковника авиации Владимира Лавриненкова, уроженца деревни Птахино Починковского района, — добавляет Виталий Владимирович. — Оба они — дважды Герои Советского Союза.
Всего это высокое звание носят 60 смолян. Особое место в смоленской авиации занимает уроженец Смоленска Глеб Алехнович. Он был командиром многомоторного самолета «Илья Муромец». Кроме того, наш регион дал стране и известных авиаконструкторов: основоположника отечественного вертолетостроения Бориса Юрьева, конструктора самолета «Святогор» Василия Слесарева, создателя истребителей «Ла» Семена Лавочкина. На самолетах последнего воевал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.
На Смоленщине до Отечественной войны базировался штаб объединения дальней авиации. В феврале 1942-го сформирован 212-й дальнебомбардировочный авиационный полк, которым командовал капитан Александр Голованов, впоследствии ставший Главным маршалом авиации. Почти полвека в Смоленске просуществовала 46-я воздушная армия. Это было одно из крупнейших объединений в мире с самой современной авиационной техникой: дальними и стратегическими бомбардировщиками, ракетоносителями. Основным преимуществом являлось ядерное оружие, находившееся на борту.
Но юбилей — это еще и повод вновь оценить перспективы развития авиации на ближайшие годы.
— Воздушная армия нашей страны была крупнейшей в мире, — говорит Виталий Вовченко. — Это по оценке нашего вероятного противника тогда — США. Например, полк, который дислоцировался в Бобруйске, мог «накрыть» всю Западную Европу. Лично я пришел в авиацию в то время, когда обстановка между двумя сверхдержавами была накалена до точки кипения.
Мы постоянно несли дежурство у берегов США, летали на разведку воздушных целей. Военная авиация была на острие всех международных событий. При этом аналогов образцов нашей авиационной техники, сделанной в советское время, например, самолета Ту-160, ни в одной стране нет. Сейчас же военной авиации уделяется крайне мало внимания. Два крупнейших учебных заведения — академию им. Юрия Гагарина в Подмосковье и академию им. Николая Жуковского в Москве — разрушили и перевели в Воронеж. Никто из профессорско-преподавательского состава туда не поехал. Теперь, чтобы выйти на прежний уровень обучения, должен пройти не один десяток лет. Зачем это?! К тому же, по заявлению федеральных властей, только к 2020 году мы начнем получать новые авиационные комплексы.
— То, что сейчас происходит в воздушном флоте: одна, другая катастрофа, — это от отсутствия порядка и дисциплинированности в обществе и легкого, пренебрежительного отношения к эксплуатации авиационной техники. Сегодня в управление авиацией, в том числе и гражданской, зачастую приходят некомпетентные люди, непрофессионалы. Они не знают, как организовать летную работу так, чтобы она была безаварийной. Проблема та же, что и с нарушениями правил дорожного движения.
Недавно Президент России Владимир Путин, находясь в Южном военном округе, сказал: «100-летие отечественной военной авиации — веха ратной истории России и неотъемлемая часть нашей национальной памяти»

автор: Кирилл Степанов
Рабочий Путь

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.