«Евросеть» продадут по частям


«Евросеть» продадут по частям

Решение Александра Мамута продать половину «Евросети» вполне понятно — операторы «Большой четверки» активно строят свою розницу по продаже услуг связи и время независимых игроков медленно, но верно заканчивается. Вполне реально, что собственные сети интегрированных операторов по продажи «всего электронного» от SIM-карт до роутеров и мобильных модемов, не говоря уж о смартфонах, пока не окупаются и их невеликая маржа не радует акционеров. Но у компаний просто нет выхода — им нужны свои собственные супермаркеты, магазины и даже палатки по продаже монобрендинговых услуг. Те точки общения с потребителями, где не надо будет «толкаться локтями» за право предложить свой товар будущим или настоящим пользователям своих услуг.

Без сомнения, «Евросеть» действительно уникальное явление на российском рынке — Тимур Артемьев и особенно Евгений Чичваркин действительно сумели создать торговую компанию, которая на полном серьезе устраивает аукцион между операторами связи на право продавать их услуги в своих салонах. И получает от это десятки и сотни миллионов долларов. Ведь кто больше заплатит — тот и получит серьезный рост численности «хомячков», который по-старинке считают «по головам». По финансовому потоку лучше, конечно, «Связной», но по величине прибыли — «Евросеть». Да и вообще это, по-моему, до сих пор один из самых запоминающихся форматов компании, где можно «купить мобильник»: она едина по всей стране. Правда, цены там уже не самые низкие, как это было при Евгении Чичваркине, но все равно заходить туда гораздо приятнее, чем в тот же «Альт- Телеком» — персонал выучен вполне хорошо, витрины практически всегда в порядке (хотя, могу ошибаться, я в магазины такого рода чаще всего захожу на Тверской в Москве). Хотя, пардон, «Альт Телекома» скоро вообще не станет — «Евросеть» прикупит и эту умирающую торговую сеть из 520 сетей за 70 млн. долл. (средства, я так понимаю, кредитные).

Так что г-н Мамут очень хорошо чувствует изменения ситуации — поэтому и продает 50,1% Euroset Holding N.V., которая ему принадлежит через компанию Alpazo Ltd. Хотя, скорее так — он это хочет сделать, раз уж не получилось с IPO (кстати, по какой-то странной причине руководство компании после этого провала на своем месте осталось). Вопрос только — по какой цене. Если вспомнить, то бывшие акционеры «Евросети» реализовали 100% компании за 1,25 млрд. долл. в 2008 году. Много ли? Нет, нисколько — на компании был долг в 850 млн. долл. (занимали на активную экспансию в регионах), кроме того при продаже «товарищи в погонах» провели, видимо по заказу, «предпродажную подготовку» компании. В ее результате одному из акционеров пришлось вылетать в Лондон чуть ли не «из багажника» служебного джипа, а стоимость компании «из-за непредвиденных рисков» еще чуть-чуть (по слухам — на несколько десятков миллионов долларов) снизилась. Сейчас же всю компанию оценивают в $3,6-3,9 млрд. (долг преимущественно в рублях — составляет 6,6 млрд. руб.). Правда, компания ушла практически из всех зарубежных рынков и «подрезала» число своих салонов в России. Хотя, в этом действии с руководством «Евросети» я согласен — число торговых точек действительно надо было оптимизировать: сейчас их у компании 4,3 тыс.

Кстати, такой высокий ценник за компанию, как мне кажется, не совсем обоснован: еще весной 2011 года «Евросеть» полноценно провалила IPO «захлопнув» книгу размещения с обиженным выражением лица вроде бы из-за того, что «рынок не оценил высокий потенциал развития компании». На самом деле покупать торговую сеть, которая, по сути, принадлежит одному сотовому оператору в России, финансовые показатели которого далеки от идеала (что, кстати, показали итоги 3Q2011 года) инвесторы оказались совсем не готовы.

Ситуация с невеликой рентабельностью, кстати, подтверждается — к примеру, в прошлом году выручка компании составила 61,9 млрд. руб., EBITDA — 8,37 млрд. руб., чистая прибыль — 5,57 млрд. руб. В третьем квартале 2011 года, для сравнения, выпуска компании «подскочила» на 12,4% и составила 19 миллиардов рублей против 16,9 миллиарда рублей в аналогичном периоде прошлого года. Правда, 2011 год, полагаю, будет последним годом роста — операторы развивают свои торговые сети в преддверии LTE. Кроме того, доля доходов от продажи телефонов в общей структуре выручки составила всего 58%, а доля комиссий от операторов связи (включая прием платежей и комиссии за подключение — 16%). Остальное удалось «добрать» за счет доходов от финансовых и платежных услуг.

Интересно, кто же будет покупателем? Самый очевидный вариант — «Вымпелком», который все еще имеет преимущественное право выкупа 25% материнской Euroset Holding N.V. Кстати, срок исполнения опциона истекает в январе 2012 года — надо торопиться. Но менеджмент оператора связи, чьи финансы подорваны бесполезными дивидендными выплатами, менеджмент деморализованный в преддверии замены руководства в России, вряд ли сможет реализовать эту сделку. Тем более, что $1,6-1,8 млрд за контрольный пакет — это и правда слишком высокая цена сделки: столько салонов «ВымпелКому» просто не надо. Да и рентабельность ритейлера, чьи финансовые показатели надо будет учитывать в своей отчетности, порушат компании всю «картинку успеха»: не поймут такого прежде всего иностранные акционеры.

Еще один вариант я рассматривать даже не готов — речь идет про «Ростелеком». Ну да, этот оператор таинственно заявляет о том, что хочет построить сеть из 2,5 тыс. салонов связи, но с долгом в 145 млрд. руб. сделать это будет проблематично, как и покупать пакеты «крупных игроков»: все это бахвальство. Переформатировать свои центры по работе с абонентами в центры продаж, конечно, компания сможет, но вот научить свой персонал работать: большой вопрос. Здесь, конечно, без внешнего тренинга по «переливанию крови» в принципе не обойтись. Но на покупку у компании нет средств, нет единства акционеров (иначе давно бы купили «Акадо»), а также нет внятного понимания что делать с торговой сетью, часть которой принадлежит «заклятому конкуренту».

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.