Единственное в России «кладбище паровозов» под Рославлем начали уничтожать


Единственное в России «кладбище паровозов» под Рославлем начали уничтожать

На железной дороге Рославль — Фаянсовая находится единственная в стране база стратегического резерва локомотивов. Однако хранившимся на случай ядерной войны паровозам грозит ликвидация.

«Кладбище провозов» в шести километрах от Рославля было создано после ХХ cъезда КПСС, когда Совет министров принял решение прекратить строительство паровых машин и начать их ликвидацию. Только угроза ядерной войны со стороны США спасла огромный паровозный парк от распилки на металлолом. Всем действующим паровозам был определен особый статус стратегического резерва.

Считалось, что паровозы — лучшая техника на случай ядерной катастрофы. Им не нужна электроэнергия, они могут быть заправлены топливом и водой в любом месте, где растут деревья и есть водоем; в случае чрезвычайной ситуации они могут не только возить грузы и людей, но и служить в качестве котельной для отопления многоквартирных домов.

По всей стране были разбросаны десятки сверхсекретных баз, подобных рославльской. Эти объекты не были обозначены ни на одной карте и очень хорошо охранялись. В январе 1991 года от этих баз решили отказаться, большинство паровозов было пущено на металлолом. Оставили, на всякий случай, только одну-единственную — под Рославлем. Сейчас там осталось лишь 12 паровозов, пишет «Рославльская правда».

«Паровозы все уже гнилые, мы их распиливаем потихоньку, — заявили «Известиям» в ФЛ «Ремонтное локомотивное депо Смоленск». — Официально этот стратегический объект назывался базой запаса железной дороги, но статус стратегического резерва потерял окончательно в 2004 году, когда было упразднено Министерство путей сообщения».

«Паровозы надо раздать в музеи, жалко их резать на металл, это все же наша история», — считает военный историк Илья Мощанский, отметивший, что с военной точки зрения сохранять стратегический резерв паровозов не имеет смысла.

Сейчас в стране очень мало тех, кто умеет не только водить паровозы, но и разбирается в них. Такие специалисты остались в Московском депо и в депо на станции Тихорецкой в Казани, где сейчас реставрируется одна из паровых машин, которая будет возить туристов на ретромаршрутах.

Совсем недавно ремонтировали и реставрировали паровозы и в Рославле. В филиал Смоленского локомотивного депо даже приезжали учиться водить машины на паровой тяге машинисты из других городов. В России, да и во всем мире, хватает состоятельных туристов, которые готовы платить большие деньги за удовольствие проехать по ретромаршруту на ретропоезде, а значит, и паровозы, и машинисты еще долго будут нужны.

Недавно Рославль и его окрестности облюбовали кинематографисты именно для съемок сцен с участием паровозов. База под Рославлем по сей день находится под круглосуточной охраной, там запрещена кино- и фотосъемка, так как на этой базе, кроме паровозов, хранятся и электровозы.

Источник: ИА «Cобытия»
Моя реклама

Читайте также

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: