Жители Любавич надеются на возрождение своей деревни благодаря еврейским туристам


Жители Любавич надеются на возрождение своей деревни благодаря еврейским туристам

Смоленская область вновь оказалась в международной хронике. На этот раз — в связи с обсуждением судьбы библиотеки Шнеерсона. Всемирно известные рукописи собирались в деревне Любавичи Руднянского района. После окончания Первой Мировой войны библиотека оказалась в Центральном государственном архиве Красной армии. Теперь США требует передачи коллекции американским хасидам.

Белые березки и надписи на иврите — такое необычное сочетание можно увидеть в Любавичах. 500 жителей -полупустая деревня — три маленьких магазина, школа, куда ходят несколько десятков детей, но в основном здесь живут пенсионеры — тихо и размеренно течет время в Любавичах.

Клавдия Петровна и Валентина Петровна Прилашкевич живут одни, держат коров, птицу, заготавливают дрова. Дети уехали в город. Рассказывают, что деревня изменилась за последние десятилетия:

«Людей осталось совсем мало, хаты полупустые».

Любавичи сейчас называют мировым еврейским центром без единого еврея. Именно здесь развилось иудейское религиозное течение Хабад (его до сих пор называют Любавическим хасидизмом). Разговорным языком в этом месте когда-то был идиш. Но сейчас только украинец Анатолий Гнатюк показывает приезжим паломникам — последователям движения хасидизма — и журналистам достопримечательности, в том числе, большое полуразрушенное еврейское кладбище.

Глава Любавического поселения Виктор Куземченков живет здесь уже 35 лет и мечтает вернуть прежнюю славу Любавичам. Это было когда-то самое богатое поселение в губернии. Он считает, что теперь массовый хасидский туризм мог бы стать настоящей золотой жилой для района, таким образом, сюда потекли бы деньги, приехала бы молодежь и для них появились новые рабочие места.

Виктор Куземченков, глава Любавического сельского поселения: «С 1993 года собираются построить пятизвездочную гостиницу, а еще нужно сельхозпредприятие, чтобы готовить кошерную пищу».

Одна из уцелевших достопримечательностей — древние захоронения рода Шнеерсонов. Могилы теперь находятся в специальном склепе. Паломники-последователи хасидизма приносят сюда записки с просьбами к богу, написанными на иврите. В склепе сотни таких писем. 102 года — с 1813 по 1915 — Любавичи были резиденцией четырех поколений местных ребе — наследников Шнеура Залмана Шнеерсона. В Любавичах в довоенное время были четыре синагоги и жило около полутора тысяч евреев.

Здесь были жестоко расстреляны 483 представителя еврейской национальности. С тех пор в Любавичах живут только русские, белорусы и украинцы. Коллекцию шестого любавического ребе Йосефа Ицхока Шнеерсона, состоявшую из 12 тысяч древнееврейских книг и 50 тысяч редких документов, тоже здесь не найти. Еще во время Первой Мировой войны Шнеерсон перевез часть библиотеки в Москву. Сейчас она стала яблоком раздора. Американские хасиды требуют передать ее в США.
Где именно хранились книги — неизвестно. В Любавичах было множество еврейских домов, которые не сохранились до наших дней. Но скорее всего, религиозная литература находилась в доме любавических раввинов, стоявшем на берегу реки Березины.

Более десяти лет назад восстановили дом любавических ребе. Община хасидов приобрела избу, предназначенную для нужд паломников. Она называется «Дом Шнеерсона» и располагается на улице Хабадская, в честь религиозного течения. Но большинство жителей Любавич и не слышали ни о Шнеерсоне, ни о библиотеке.
Но глава поселения считает, что отдавать Америке коллекцию — это абсурд. Логичнее, чтобы ее вернули в Любавичи, и возрос бы поток туристов.

Виктор Куземченков, глава Любавического сельского поселения: «Конечно, тогда все было бы по-другому, и наша жизнь повернулась бы в лучшую сторону».

Интересно, что жители Любавич, далекие от хасидизма, называют деревню святым многострадальным местом, которое ждет лучших времен.

Екатерина Левицкая
ГТРК Смоленск

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.