За что могут заблокировать банковские карты смолян


За что могут заблокировать банковские карты смолян

Речь идет о принятом в конце июня этого года Законе №167 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия хищению денежных средств». Насколько проблема актуальна, говорит статистика: по данным Банка России, в 2017 году в стране зафиксировано около 300 тысяч несанкционированных переводов с использованием платежных карт на общую сумму около 1 млрд рублей.

Банки и раньше имели право приостанавливать транзакции клиентов при выявлении признаков несанкционированных действий, то есть попытки хищения денег со счета. Теперь же работа по выявлению и противодействию мошенничеству станет их обязанностью. Кредитные организации должны будут обеспечить контроль над операциями с точки зрения их безопасности для клиента. Причем речь идет не только о дебетовых и кредитных картах, но и о платежах через электронные кошельки.

За что заблокируют

Главный вопрос, который возникает у потребителей: за что теперь банки смогут приостанавливать подозрительные транзакции и блокировать средства платежа (карты, онлайн-банк)?

Исходя из практики, в число сомнительных, например, может попасть случай, когда по одной и той же карте расплачиваются в отдаленных друг от друга местах через короткий промежуток времени. Это может служить признаком того, что злоумышленник сделал копию «пластика» жертвы и пытается через нее обналичить деньги.

Другим критерием может быть нетипичный объем транзакции (у каждого клиента он свой) или множество переводов с одной карты на другие счета, причем одновременно и на большие суммы. Или когда со счета юридического лица идут одновременные переводы денег на счета физлиц в разные регионы с невнятным или подозрительным обоснованием платежа.

То есть, если вы, например, ежемесячно получаете на карту зарплату в 20 тысяч рублей и расходуете ее мелкими суммами, то перевод на ваш счет 300 тысяч с последующим обналичиванием в банкомате, да еще и в другом городе, может попасть под проверку. Или наоборот, копили энную сумму полгода и разом оплачиваете крупную покупку, скажем, дорогой телевизор. Подозрительно…

Также сомнения у банка может вызвать снятие крупной суммы с карты. Считается, что большие объемы наличных сегодня требуются редко, поэтому такая операция может свидетельствовать о том, что картой завладели мошенники.

Подозрение может вызвать даже вход в онлайн-банк с нового гаджета. В этом случае банк интересуется у клиента, сделан ли платеж именно им, и либо немедленно блокирует операцию, либо возобновляет ее.

«Сейчас Банк России разрабатывает перечень признаков, на основе которых операции по карте могут быть признаны подозрительными, — говорит управляющий Отделением Смоленск ГУ Банка России по ЦФО Андрей Игнатенков. — Но банки имеют право дополнять их своими признаками, которые они разрабатывают исходя из характера совершаемых клиентами операций».

Критерии подозрительных действий в общем виде будут опубликованы на сайте регулятора.

Как это работает

Предполагается, что схема работы с сомнительными транзакциями будет такой: система безопасности банка отследит подозрительную операцию и автоматически ее заблокирует. Банк по телефону, через официальное приложение или по электронной почте направит клиенту уведомление о вероятной попытке мошенничества. В том случае, если владелец не подтвердит операцию (назвав свои данные, вроде адреса по прописке, и(или) кодовое слово), деньги со счета не уйдут. Если клиент ответил банку на все вопросы, то разблокировка произойдет оперативно. Каким способом банки будут оперативно связываться с клиентом при подозрении (может быть любой способ связи: SMS, почта, телефон) — определяется в договоре. Когда связаться с клиентом не удалось, счет замораживается на два рабочих дня (в течение этого времени клиент может отменить платеж). Через два рабочих дня счет автоматически размораживается, и деньги уходят по указанным реквизитам.

Большой риск внезапно оказаться с заблокированными счетами появится у туристов. Особенно у тех, кто ездит за границу не только за морем и красотами, но и на распродажи. Так, вы купили билеты на самолет за наличные и еще сегодня вечером были в Смоленске, а завтра уже в Польше покупаете несколько пар обуви. Или решили шикануть на курорте и раз в год пообедали в дорогом ресторане. Чтобы уменьшить риск приостановки транзакции, рекомендуется предупреждать свой банк о своих примерных планах на ближайшие дни. А кроме того, взять с собой наличные и карты разных платежных систем. С обязательным SMS-уведомлением об операциях по счету.
«У банков есть обязанность заботиться о сохранности денег клиентов, охранять их от киберугроз. Они не заинтересованы в потере клиентов и не станут приостанавливать платежи без достаточных оснований», — пояснил Андрей Игнатенков.

Как не перепутать банк и мошенников

Закон еще не вступил в силу, а некоторые мошенники уже на него ссылаются в своих SMS о якобы блокировке карты. Еще и Центробанком представляются. Тема-то на слуху. Такие новости поступают из разных регионов. Впрочем, старая схема «без изысков» тоже работает. В Смоленске, например, у 36-летнего мужчины под предлогом разблокировки недавно было похищено более 160 тысяч рублей.

Как выяснили полицейские, мужчина позвонил по указанному в SMS-сообщении телефону и сказал лицу, представившемуся сотрудником банка из службы поддержки клиентов, исчерпывающую информацию о карте, в том числе ПИН-код, номер, CVV-код, срок действия, сообщили «РП» в пресс-службе регионального УМВД.

После этого разговора доверчивый смолянин стал получать на телефон сообщения о снятии денежных средств с карты. Лишь тогда, заподозрив неладное, он позвонил по реальному телефону обслуживания клиентов, где ему сообщили, что никаких SMS-рассылок о блокировке карты не осуществлялось. Мужчина обратился за помощью в полицию, теперь проводится проверка.

«Настоящие сотрудники банка никогда не станут спрашивать пин-код или код CVV. Эти сведения владелец карты обязан хранить в тайне. А с банком общаться нужно только по телефону, указанному в договоре или на оборотной стороне карты, и никогда по телефону, указанному в сообщении о блокировке карты», — напоминает управляющий Смоленским отделением Банка России Андрей Игнатенков.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.