Вадим Косых: «В кризис задача депутатов — обеспечить стабильную работу муниципалитета»


Вадим Косых: «В кризис задача депутатов — обеспечить стабильную работу муниципалитета»

Смоленск принял на себя удар очередного экономического кризиса, который поставил перед депутатами Смоленского городского Совета единственную задачу — в любых условиях обеспечить дальнейшее функционирование городского хозяйства.

Но вместе с финансовыми вопросами народным избранникам приходится решать значительную часть социальных проблем.

В их числе — безработица, переселение людей из аварийного жилья в достойные квартиры, помощь предпринимателям. Развитие малого и среднего бизнеса… О том, как Смоленскому горсовету приходится действовать в условиях острого бюджетного дефицита, корреспонденту «РП» рассказал депутат, член фракции «ЕР» и планово-бюджетной комиссии Вадим КОСЫХ.

— Вадим Вячеславович, ваша депутатская деятельность проходит в составе планово-бюджетной комиссии, поэтому вы и ваши коллеги-депутаты лучше всего осведомлены о том, на что нынче способен городской бюджет. На решение каких наиболее сложных вопросов будут направлены деньги из городской казны?

— Да, учитывая сложившуюся обстановку, можно сказать, что сегодня городской бюджет не позволяет реализовывать какие-то глобальные проекты. Поэтому на заседаниях депутатских комиссий мы ставим перед исполнительной властью задачи по поддержанию в нормальном состоянии дорог, фасадов домов и административных зданий, хотя бы частичного ремонта прохудившихся кровель многоквартирных домов. Кстати, это причина почти половины всех обращений избирателей к депутатам.

В прошлом году была проведена большая работа по их ремонту, но жилой фонд в Смоленске в большинстве не новый, поэтому и кровельную проблему в ближайшее время до конца решить невозможно. Часто жильцы просят привести в должное состояние подъезды, внутридомовые инженерные сети, автопарковки…

На протяжении последних двух лет горожане не испытывают неудобств от перебоев с вывозом из города мусора. Некоторые накладки бывают, но они носят случайный характер. А в целом мы, вместе с городской администрацией, постоянно работаем над развитием экономики, увеличением налогооблагаемой базы, привлечением в город инвесторов.

— В повестке дня любого заседания планово-бюджетной комиссии есть пункт «Разное». Какие вопросы зачастую рассматриваются в этом пункте?

— Именно разное, ведь люди обращаются к депутатам, в том числе в случаях, когда, например, пострадали от бродячих собак, если сами не могут решить вопрос со сносом аварийных деревьев или регулирования работы автотранспорта. Часто к депутатам за помощью обращаются погорельцы, которых у нас довольно много. Помогаем как можем, потому что люди из-за стихийного бедствия в любое время года остаются ни с чем.

Сегодня наша жизнь значительно изменилась, и многие люди зимой живут не в квартирах, а на дачах. Кого-то тянет на природу, другие так экономят на «коммуналке». Но беда в том, что зимой традиционно сокращается количество автобусных дачных маршрутов. Людям необходимо добраться до магазина, поликлиники, а получается, что они оказываются оторванными от всего. Но такие проблемы, с помощью депутатов горсовета, успешно решаются.

— Какие вопросы чаще всего ставились на заседании планово-бюджетной комиссии горсовета?

— Главная задача — наполнение городского бюджета и его распределение на первоочередные нужды областного центра, поэтому круг вопросов на нашей комиссии всегда имеет финансовую направленность. Например, давно назрела транспортная проблема. Люди испытывают трудности при необходимости добраться куда-либо с помощью муниципального транспорта. Вопрос о коренной смене его структуры обсуждается в горсовете давно. Пока что все решения заканчивались полумерами. То к нам поступали транспортные единицы, списанные из столицы, то имеющийся транспорт капитально ремонтировали и восстанавливали, несмотря на то что он уже отслужил не один нормативный срок.

Сейчас речь идет о постановке на вооружение муниципальных транспортных предприятий автобусов большой вместимости. Время маршруток и даже «пазиков» прошло, сегодня требования к городскому транспорту другие. Поэтому деньги на транспорт для смолян необходимо изыскивать всеми возможными способами. Горсовет не оставляет без внимания и такое направление, как оптимизация пассажирских перевозок, разработка новых маршрутов, трассы которых подсказывают нам наши избиратели.

Немалых вложений требует и троллейбусно-трамвайная сеть города, которая ежедневно принимает на себя большой пассажиропоток. Для многих горожан именно трамваи и троллейбусы по-прежнему остаются самым финансово доступным и демократичным видом транспорта. С другой стороны, с точки зрения бюджетной комиссии, не могу не отметить, что муниципальные транспортные предприятия являются надежными наполнителями городской казны.

В Смоленск поступали трамваи из Москвы, полностью отремонтированные, пригодные к дальнейшей эксплуатации, благодаря чему напряженность из-за недостатка вагонов на линиях была снята. Однако депутаты горсовета намерены и дальше держать транспортный вопрос под постоянным контролем.

— Одна из наиболее острых городских проблем — переселение людей из ветхого и аварийного жилья в хорошие квартиры. Как она решается?

— Это наиболее актуальная и сложная задача, стоящая перед городским Советом и администрацией Смоленска. Для ее решения необходимо постоянно изыскивать средства, на которые можно произвести снос отслуживших свое домов и предоставить их жильцам нормальные квартиры.

— Сегодня мы живем в условиях очередного экономического кризиса, ударившего по всем отраслям экономики, в том числе по строительству. Есть ли рычаги у депутатов горсовета для того, чтобы как-то поддержать и сохранить объемы жилищного строительства?

— Ситуация очень сложная, но городской Совет, и городская власть в целом, в любом случае заинтересованы в том, чтобы экономика города работала и его жилой фонд обновлялся. Поэтому вопросы строительной отрасли депутаты всех комиссий стараются решать предельно эффективно. В Смоленской области с начала 2000-х активно развивалось ипотечное кредитование. Это давало людям возможность участвовать в долевом строительстве жилья. Желающие купить квартиры брали ипотеку, а застройщики получали от них средства на строительство домов. Как правило, в долевое строительство будущие квартировладельцы включались тогда, когда дом примерно на треть был построен. Людям приходилось ждать свое жилье, что было для них рискованно. Да, дольщиков надо защитить, тем более что в Смоленске уже имелись неприятные инциденты, связанные с печально известной «Социальной инициативой» и некоторыми другими недобросовестными дельцами от строительства. И тогда депутатам горсовета приходилось «разруливать» ситуацию в пользу смолян. Поэтому государством предприняты определенные меры, в результате которых степень защиты приобретателей жилья повышена. Это эскроу-счета, государственный компенсационный фонд, участие в процессе СРО, страхование рисков… А строительные организации стали задыхаться от недостатка средств и сокращать объемы вводимого в эксплуатацию жилья. И теперь стоит вопрос уже о сохранении строительства как ведущей отрасли экономики не только города, но и региона в целом. Если этого не сделать, то о наполнении бюджета можно забыть, что хорошо понимают и депутаты, и чиновники городской администрации.

— Как депутат, расскажите, что нужно предпринять, чтобы в нынешних условиях выходить из сложного положения.

— Для города эти нововведения ничего хорошего не несут. Например, застройщикам теперь надо подыскивать профессионалов, которые могли бы зарегистрироваться в Госреестре специалистов. Основная масса строителей — выпускники нашего профильного колледжа. Имея среднее специальное образование, они не могут числиться в этом реестре. А не соблюсти такую норму нельзя, иначе работать в системе проектного финансирования не получится. Тем более что с 2020 года иного источника финансирования, кроме банка, у застройщика не останется.

Придется останавливать строительство и увольнять людей. Отсутствие финансирования в течение двух-трех недель приведет к краху большинства небольших смоленских строительных фирм, которые тоже, кстати, являются налогоплательщиками. А люди, которые окажутся «высвобожденными» от работы и регулярной зарплаты, уже вряд ли пойдут в легальный бизнес. Скорее всего, станут на учет как безработные, а сами пойдут на «шабашку», не платя ни налоги, ни отчисления в пенсионный фонд. О том, как решить эту проблему, сейчас думают и застройщики, и депутаты.

Ситуацию осложняет и то, что теперь уже нет специалистов, которые могут работать с проектной документацией, и у банков. Они все в центральных офисах, в Москве, а не в смоленских филиалах. Это может привести к тому, что финансировать строительство на Смоленщине будет некому и регион «оккупируют» крупные столичные застройщики.

Для них местные организации и люди станут помехой, от которой они быстро избавятся. Поэтому главная задача всего депутатского корпуса городского Совета — разработать нормативно-правовые акты, которые защитили бы развитие региональных застройщиков. В этом мы опираемся на поддержку губернатора, Национального объединения застройщиков жилья, Минстроя, депутатов Госдумы.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.