В Смоленске откроется выставка скульптур Константина Пастернака и живописи Владимира Чайки


В Смоленске откроется выставка скульптур Константина Пастернака и живописи Владимира Чайки

Культурно-выставочный центр имени Тенишевых приглашает смолян и гостей нашего города с 29 января посетить выставку «Скульптура К. Пастернака „Наследие мастера“ и живопись В. Чайки „От Вязьмы до Занзибара“».

Выставка приурочена к 100-летнему юбилею скульптора Константина Пастернака, автора памятников партизану Владимиру Куриленко, этнографу Добровольскому и другим известным личностям. Константин Борисович Пастернак (1918–2005) в течение 35 лет работал над восстановлением разрушенного Смоленска. Им создан первый памятник погибшим солдатам на территории Венгрии (г. Ньиредьхаза).

Константин Пастернак прошёл войну и поэтому очень ценил жизнь. Его работы проникнуты невероятным жизнелюбием. В каждом скульптурном портрете перед зрителем предстаёт, прежде всего, человек, к которому невольно испытываешь уважение за ту благородную трудовую миссию, которую он выполняет. Вершиной творческого мастерства автора стала скульптура «Нет войне», которая, к сожалению, не была установлена в Смоленске.

В экспозиции представлено около 20 скульптурных портретов смолян из фондов Смоленского музея-заповедника и экспонаты, ранее не принимавшие участия в масштабных выставках: портрет Н. Рыленкова из частной коллекции Ирины Рыленковой, «Раздумье» из коллекции дочери скульптора Татьяны Пастернак и другие. Работы выполнены в лучших традициях соцреализма. Они отличаются особой живостью образов.

Владимир Чайка известен как свободный, творческий автор, создатель своего направления в искусстве — BON-ART (доброе искусство). Это поэтизация будней, воспевание светлой стороны жизни, формирование доброй атмосферы и эстетики. BON-ART характеризуется яркостью, индивидуальностью и декоративностью. Направление основывается на народном творчестве, детском искусстве, французской школе; главная тема — тема русской провинции.

Смолянам Владимир Чайка может быть знаком по двум персональным, и множеству групповых выставок в Доме художника. Но эта экспозиция «От Вязьмы до Занзибара» совершенно не похожа на BON-ART. В экспозиции представлено около 80 реалистических работ в жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер. Художник впервые показывает в Смоленске консервативную часть своего творчества, как будто задается вопросом: не мешает ли реализм свободному искусству или, наоборот, — является ли он необходимой базой для организации творческого трамплина? Владимир Чайка называет свою реалистичную живопись документальным реализмом. «Мне нравится природа. Она — лучший учитель. Таких тонких цветов не сочинишь в мастерской. Я благодарен реализму за тишину и покой, за возможность созерцать всю мозаику пёстрых деталей натуры как общую гармонию», — пишет художник.

Главной темой выставки стали путешествия. Из дальних стран и континентов интересно привезти экзотику и подлинную эмоцию как документ пребывания и встречи с далёкой землёй. Восторг перед чудесами природы и цивилизации. Из путешествий по России привозишь другое — фиксацию уходящей провинциальной культуры. Как краеведу, автору важно зафиксировать для потомков исчезающие памятники архитектуры и саму атмосферу маленьких провинциальных городов. Иногда 3-4 картины могут быть более документальны, чем сотни фотографий. Романтика путешествий и интернациональный гуманизм передают важные качества реалистичных этюдов.

Главный вопрос, который ставит перед зрителем живописец Владимир Чайка: каково место классического реализма в XXI веке? Ответ на него предлагается отыскать в диалоге с картинами автора.

Выставка 0+.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.