«Смоленский ковчег» — корабль надежды и спасения


«Смоленский ковчег» — корабль надежды и спасения

«Репертуар фестиваля очень насыщенный – в каждый из восьми театральных дней на сценических площадках города будут давать по три – два спектакля, — говорит продюсер проекта Валерий Беляев (г. Москва). — К сожалению, на смотр не смогут приехать труппы из Польши (театр «День смерти Моцарта»), и Израиля – у наших друзей возникли объективные трудности. Например, полякам по каким-то неизвестным нам причинам отказали в визе…

Однако отсутствие зарубежных коллективов на программе фестиваля не отразится. Мы увидим новый экспериментальный спектакль театра «Альбатрос» (Швеция, Этран), впервые за историю «Смоленского ковчега» на его борт взойдет коллектив из Казахстана.
Работу фестиваля будет освещать центральная пресса и телевидение – своего рода, это показатель значимости театрального праздника в Смоленске».
В жюри «Смоленского ковчега» вошли известные российские и зарубежные деятели искусства, ученые и театральные критики. Судейскую коллегию возглавил ученик Юрия Лотмана, член Международной ассоциации театральных критиков ФИПРЕССИ и Королевского Шекспировского Общества Борис Тух (Эстония).

Борис Бланк: «Чем полезен «Смоленский ковчег»?

— Фестиваль берет не засвеченные театры и не «пересвеченные» спектакли, — считает член жюри, народный художник РСФСР, кинорежиссер, актер и сценарист, президент Гильдии художников кино и телевидения Союза кинематографистов России Борис Бланк. — В отличие от других фестивалей, он пытается найти в российской и международной провинции ростки живого. Считаю, что смотр театрального искусства в Смоленске должен строго, честно и четко выявить первых и помогать им, раскручивать новые имена. Это и есть важнейшая задача фестиваля! Поэтому я здесь.

Людмила Судовская: «В шестом по счету фестивале хотели участвовать 45 (!) театров!

— Я всегда с особым волнением отношусь к муниципальным театрам, которые не имеют финансовой возможности принимать участие в таких крупных фестивалях, как, например, «Золотая Маска», — признается заслуженный работник культуры РФ, директор Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова Людмила Судовская. — «Смоленский ковчег» построен по другому принципу: пожалуйста, приезжайте и показывайте свое творчество. Наша задача рассмотреть заявки и выбрать спектакли, которые будут представлять интерес для зрителя и жюри.

В этом году в оргкомитет поступило много заявок, хотя мы никого специально не приглашаем. Вывешиваем на официальном сайте информацию о проведении смотра, и результат превосходит все ожидания: в шестом по счету «Смоленском ковчеге» захотели участвовать 45 театров. Радует, что в репертуаре фестиваля очень широко представлено театральное ремесло Беларуси – казалось, что вся республика готова приехать в Смоленск! На сей раз мы отдали предпочтение четырем белорусским коллективам.

— Дмитрий Лихачев говорил о том, что только в провинции прорастает культура России, — говорит театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Витебского государственного университета имени П. М. Машерова Татьяна Котович. — Вы увидите, насколько высок уровень ремесла провинциальных белорусских театров.

Леон Агулянский: «Моя театральная психотерапия»

— Для меня участие в фестивале – это психотерапия, которая позволяет окунуться в творческий процесс и ощутить в себе новые силы, — не скрывает писатель, драматург, член CП России и Союза русскоязычных писателей Израиля, член Гильдии драматургов США, лауреат литературной премии им. А. П. Чехова Леон Агулянский. — «Смоленский ковчег» — очень важное и большое дело, низкий поклон его организаторам!

Но я не только вижу на смоленской сцене спектакли, поставленные по моим пьесам. Приходиться оценивать режиссерские работы и принимать решения. А это очень сложно, ведь постановка – такая штука, которую не измерить и не взвесить. К счастью, в нашей судейской коллегии есть доктора театральных наук, и мне, как практическому врачу, приходиться следить, чтобы они в жарких спорах друг друга не покалечили.

Призовой фонд — одно из бесспорных достоинств «Смоленского ковчега». На мой взгляд, призы очень важны, потому что они ложатся козырной картой на стол руководителей различных рангов. Приведу конкретный пример: израильский театр «Матара» привез домой специальный приз IV фестиваля «Смоленский ковчег», сыгравший немалую роль в получении коллективом муниципального статуса. К сожалению, «Матара» в этом году не смог приехать в Смоленск – по заданию муниципалитета труппа занята в подготовке торжеств по празднованию 70-летия независимости Израиля.

Борис Бланк: «Мы переживаем закат европейского искусства»

— Мы живем в такое время, когда европейское искусство с его тысячелетней историей уходит, — делится своей болью Борис Лейбович. — Думаю, лет через двадцать оно исчезнет как массовое явление – сегодня все меньше становится людей, которые способны проанализировать происходящие в обществе творческие процессы и понять разницу между искусством и заменяющим его дизайном и концептуальным шоу. Свершившийся факт!

Однажды мой хороший знакомый с горечью признался: «Я еду на заседание Академии художеств обсуждать судьбы молодых. Не понимаю, что происходит. Возникают какие-то странные школы, которые выдают своим слушателям дипломы о художественном образовании. В результате плодятся непрофессионалы, и нет им числа!».

Я ответил ему: «Совершенно бессмысленно бороться с подобным явлением, когда тебе говорят, что ты за полгода можешь стать профессиональным, дипломированным художником. Достаточно заплатить деньги, и ты получаешь статус востребованного специалиста в области искусства. Не помогай молодежи – она сама разберется. Поддержи друзей, подлинных мастеров, которые не вписались в обойму художественной жизни, достойно дожить эту сложную эпоху».

Татьяна Котович: «Мастерство поглощает любительство»

— Мне тоже хочется продолжить острую тему, которую поднял Борис Бланк, — говорит Татьяна Котович. — Сегодня высокое искусство действительно скукоживается в современном пространстве, как шагреневая кожа. Массовая культура неукротимо разрастается, и этот губительный процесс описан Элвином Тоффлером в книге «Третья волна». Мы оказались захлестнуты этой третьей волной, о которой предупреждал нас автор культурологического исследования. Тоффлер говорит о том, что в постиндустриальном обществе все виды искусства неизбежно исчезают под влиянием шоу-бизнеса и любительства, и сейчас мы вынуждены наблюдать последствия этой катастрофы. Я не могу называть результат поглощения театрального искусства «Третьей волной» самодеятельного театра, — скорее, любительством, довлеющим над профессиональным мастерством. Нужно признать: серьезные театры с высоким интеллектуальным потенциалом теперь на вес золота не только в регионах, но и в больших городах.

Потому и дорог мне «Смоленский ковчег», который является собранием, объединяющим людей, способных говорить о серьезных проблемах искусства. Смоленский фестиваль представляет собой площадку для вдумчивого разговора о том, кто мы, и куда идем. И не случайно театральный смотр открывает постановка по культовому роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», который еще в прошлом веке взбудоражил умы многих людей, как и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, заявленный в программе фестиваля. Именно эти тексты сформировали наше интеллектуальное сообщество!

Виталий Барковский: «Удовлетворение страстей губит душу»

— Почему исчезает европейское искусство и цивилизация вообще? – включается в беседу заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова Виталий Барковский. — За что высшие силы учинили над истинным искусством суровый суд Божий?! А за то, что нам не хватает времени, чтобы осознать, почему происходит уход от корневых основ. Нас поглотило равнодушие, желание предаваться бесконечным удовольствиям.

Сегодня, как никогда, важна забота о духовном преобразовании. Вопрос: существует ли в этом потребность у зрителей? Мы должны задуматься, как вернуть возможность живого диалога с Будущим. Будет ли это серьезный разговор, или, как говорил Анатолий Васильевич Эфрос, очередным «представлением представления»? Удовлетворением страстей?

Мы стоим на краю пропасти цивилизации, и спасти нас может только «Смоленский ковчег», — в том случае, если он затронет душу хотя бы одного человека. Каким образом, я не знаю… Даже если этот опыт будет отрицательным! Человек, испытывающий любые, пусть и негативные эмоции, не остается равнодушным.

Леон Агулянский: «Человек превратился в биологическую приставку к гаджету»

— Мы живем в эпоху, когда человек меняется с космической скоростью, превращаясь в биологическую приставку к электронным средствам связи, — говорит Леон. — Однажды в театре я заметил в зале девушку, которая записала весь первый акт «Лебединого озера» на мобильный телефон, а во время второго акта… просматривала запись. И я понял, почему: она уже не может воспринимать балет со сцены, ей привычней осмысливать действительность с экрана мобильника! И с этой бедой уже ничего не поделаешь. Мы уже не пишем от руки, утратив особенности почерка, по которому можно определить характер человека. Мы не задумываемся о выборе слов, отражающих эмоции, и пользуемся смайликами. Большая проблема в том, как театр может обращаться к зрителю, который понимает мир иначе?!

Мне раньше казалось, что Интернет представляет собой некую гигантскую рыболовную сеть, в которой мы все запутались, и теперь кто-то тащит этот переполненный невод на консервную фабрику, чтобы сделать из нас «Кильки в томате»…

По дороге на фестиваль мне пришла другая мысль: сеть Интернет — это гигантский потоп, сметающий на своем пути человеческую индивидуальность, способность аналитически мыслить, переживать, разговаривать… Театр, а вместе с ним и «Смоленский ковчег» мне представляется чудом, которое дарит надежду уцелеть в новом Всемирном потопе.

Добро пожаловать на «Смоленский ковчег» — корабль надежды и спасения!

P.S. Учредители VI Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» – Министерство культуры РФ, администрация Смоленской области, департамент Смоленской области по культуре и туризму и Смоленский государственный драматический театр им. А.С. Грибоедова.

Сказано

Начальник департамента Смоленской области по культуре и туризму Сергей Черняков:

— И в этом году администрация региона нашла средства, чтобы VI Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег» состоялся. Ковчег вмещает множество! Радует творческое разнообразие участников фестиваля, которые приехали в Смоленск из-за рубежа и различных регионов, чтобы выступить на наших театральных площадках.

Еще одна особенность «Смоленского ковчега» — это широчайший диапазон драматургии – на сцене Гоголь и Шекспир, Кен Кизи и Рэй Брэдбери, а также оригинальность форм режиссуры и сценографии.

Убежден: все участники смотра будут достойно оценены – в жюри работают авторитетные деятели театрального мира.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.