«Рисуем… фруктами», или Уроки, побеждающие болезнь


«Рисуем… фруктами», или Уроки, побеждающие болезнь

Картины из брызг, пены для бритья, свечек и клея… Это необычное творчество необычных детей. То, что кажется простым для нас, дети-инвалиды воспринимают по-другому. Ценность многих вещей, которые нами почти не замечаются, для каждого из них возрастает во много раз. Особую роль в их жизни играет возможность реализоваться в искусстве. И те, кто им ее предоставляет, достойны, чтобы о них знали. Сегодня наша собеседница – педагог-психолог Ольга Магонова.

Принято думать, что к работе с детьми-инвалидами приходят люди, столкнувшиеся в своей жизни со схожей проблемой. К сожалению, педагоги часто «брезгуют» этой деятельностью. История Ольги говорит об обратном. Окончив СмолГУ и пройдя практику в коррекционном детском саду и центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Вишенки», девушка твердо решила: ее призвание — помогать особенным ребятам. Вскоре она стала инициатором открытия специализированного отдела для детей-инвалидов.
В Центре дополнительного образования, где она работает, многолюдно. За круглым разноцветным столом сидят детишки. Перед ними — бумага, краски, кисти. Педагог уверена: эти занятия помогут ребятам лучше развиваться, а для кого-то, возможно, будут и делом жизни. Наш разговор о том — как сделать так, чтобы дети, несмотря на свои диагнозы, росли творческими и увлеченными людьми.

«Необучаемых детей нет!»
— Ольга, когда был образован ваш центр?
— Раньше мы работали как межшкольный учебный комбинат, а в 2015 году преобразовались в Центр дополнительного образования. При этом у нас открылись не только различные кружки, но и отдел по работе с детьми с особенностями развития. Эти ребята все разные: кто-то посещает садик (обычную или коррекционную группу), школу (в присутствии мамы, которая является тьютером*), кто-то ходит в классы для детей с ограниченными возможностями здоровья, кто-то — в центры «Особый ребенок» или «Вишенки», кто-то находится на домашнем обучением.
— Какие заболевания встречаются у учеников? С какими препятствиями они сталкиваются в образовательном процессе?
— Сейчас у нас обучается 41 ребенок от 5 до 18 лет с синдромом Дауна, умственной отсталостью. Здесь они получили возможность заниматься живописью, тестоплатикой (лепкой из соленого теста), литературой, музыкой, кулинарией (это особенно важно, ведь зачастую мамы не пускают их дома на кухню). Также мы учим их правилам этикета и выступлениям на публике. Сложнее всего приходится с ребятами, страдающими аутизмом. Дело в том, что на некоторые сенсорные ощущения, которые вызывает, к примеру, лепка, они плохо реагируют: если ребенку не нравится работать с тестом, предлагаем ему пластилин или глину. Также у нас есть световые столы для рисования песком. На них, оживляя сказочных персонажей, мы делаем упражнения на развитие зрительно-моторной координации. Вообще наша программа обучения адаптирована под каждого. У нас проходят как индивидуальные, так и групповые занятия (до 9 человек). Я уверена: необучаемых детей нет! Ребенка всегда можно заинтересовать тем или иным видом деятельности. Так, один из наших учеников, страдающий синдромом Дауна, замечательно рисует… фруктами. То есть, макая их в краску, он добивается различных отпечатков, которые в итоге составляют картину.

СПРАВКА «РП»
Овощи и фрукты можно есть — это факт. А почему бы не попробовать ими рисовать?! Ведь они способны заменить кисть. В Центре сказали «Да» фруктово-овощным шедеврам! Попробуйте и вы! Итак, помимо овощей и фруктов вам нужны краски. Если взять акриловые, картины получатся ярче, чем с использованием гуаши. Акварель не подойдет, поскольку она сильно растекается. Сделайте срез плода, окуните в краску и поставьте штамп на бумаге. Красивые штампики получаются из половинок яблок или груш. Очень интересно рисовать пекинской капустой или собранными в пучок и закрепленными резинкой листьями салата. Главное — сделать ровный срез, чтобы рисунок получился равномерным и красивым. Приятный бонус – картины будут еще и ароматными. Ими вполне можно украсить кухню.

— Знаю, у вас есть еще очень необычные способы рисования. Расскажите о них подробнее.
— Мы часто используем в работе бумажные втулки. Процесс происходит следующим образом: в файл наливается краска, туда опускается втулка, потом ею рисуем на бумаге. Длиной волокон можно увеличивать или уменьшать картинку. Очень нравится детям такая методика, как кляксография – это когда краску выдувают через трубочку. Получается картина из брызг. Кроме того, мы рисуем на пене для бритья. Ровным слоем наносим ее на ватман, дальше в ход идет кисточка. Краску на ней можно растягивать и закручивать разными узорами. Еще есть и такой способ: свечкой изображаем на бумаге картинку, после чего ребенок красит ее цветной водой, и она проявляется. Используем и клей: засыпаем липкий рисунок цветным песком. В общем, все наши работы уникальны! (улыбается).
— А что вы готовите на уроках кулинарии?
— Основное на этих занятиях – научить ребят резать. Поэтому самое трудное блюдо для нас – салаты. Еще делаем котлеты, макароны по-флотски, гречку по-купечески, выпечку. На Рождество готовили пряники, даже расписывали их глазурью, пекли печенье.
— Расскажите, пожалуйста, о достижениях ваших учеников.
— Ежегодно мы проводим выставку детских работ. Кроме того, участвуем во Всероссийских конкурсах и занимаем призовые места. Кроме того, планируем организовать конкурс чтецов для наших литературных талантов.
— Как ребята могут применить полученные у вас знания в дальнейшей жизни?
— Наши ученики могут продолжить обучение в педагогическом колледже на специальностях «декоративно-прикладное искусство» или «рисование». Более того, знаю, что некоторые студенты после выпускного остаются работать в этом учебном заведении.

В ТЕМУ
В отделе по работе с детьми с особенностями развития все желающие могут обучаться бесплатно.

*Тьютор — это персональный наставник, человек, помогающий и поддерживающий ребенка в дистанционном обучении.

«Внимание к особенным детям растет!»
— Ольга, на ваш взгляд, каково отношение общества к детям-инвалидам?
— На данный момент в Смоленске активно ведется работа с особенными детьми. Ряд школ и общественных организаций готовы обучать инвалидов.
— Какие именно школы предлагают такое обучение?
— В школе №25 работает коррекционный класс для колясочников, в школах №10 и №11 открыты классы для аутистов. В школе №17 учатся дети с задержкой речевого развития.
— Как вы относитесь к тому, когда обычные дети и ребята с ОВЗ учатся вместе?
— Тут все зависит от уровня социальной адаптации детей-инвалидов. Желательно подключать к процессу обучения тьюторов. Чаще всего ими выступают родители. Но трудность в том, что дети не всегда воспринимают их как педагогов. Знаю, что по данной профессии уже проводятся обучения. Кроме того, совместные уроки могут быть полезны и обычным детям, они научат их доброте и терпению. В любом случае тут многое зависит от педагога, который должен создать комфортные условия обучения и для тех, и для других ребят.

ФАКТ
По словам Ольги Магоновой, в их центре обучается в разы больше мальчиков. Именно они больше подвержены заболеваниям.

«После каждого урока получаю от сына новый подарок»
На лицах родителей, сопровождающих детей, можно увидеть самые разные эмоции. Кто-то сосредоточенно помогает своему ребенку рисовать, кто-то успокаивает сына, который, то ли утомился, то ли недоволен выбором красок. Среди мамочек выделяется женщина, глаза которой сияют от радости. Она только что получила новый подарок от любимого Феденьки.
— Детям с синдромом Дауна, имеющим низкий мышечный тонус, просто необходимы занятия на развития мелкой моторики. Федя уже больше двух лет ходит на индивидуальные уроки в центр и благодаря ним стал боле внимательным и собранным. Каждый раз он делает мне поделки-сюрпризы. Все их мы бережно храним дома. В этом году сын пошел в школу (центр диагностики и консультирования – прим. автора), и я очень рада, что нам удается совмещать общее и дополнительное образование, — говорит мама мальчика Любовь Кондратенкова.

Это был урок и для меня. Урок с мурашками по коже… Ведь тут понимаешь: совершенно все равно, свободно у авторов движутся пальцы или ручка немного скована – их работы «дышат» добротой и любовью, заставляют улыбаться и радоваться жизни. А значит, творчество действительно обладает магической лечебной силой.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.