Региональное отделение «Единой России» подготовило предложения к проекту закона об изменениях пенсионной системы


Региональное отделение «Единой России» подготовило предложения к проекту закона об изменениях пенсионной системы

19 июля Госдума в первом чтении приняла законопроект о повышении пенсионного возраста. Второе чтение запланировано на октябрь. При этом до 24 сентября будут приниматься поправки, разработанные в том числе, и с учетом мнения регионов.

В Смоленской области обсуждения проекта изменений пенсионной системы провело региональное отделение «Единой России». Тематические площадки были организованы в Вязьме, Сафонове, Рославле, а итоговое расширенное заседание состоялось в Смоленске.
Открывая встречу, секретарь регионального отделения «ЕР» Игорь Ляхов отметил:
«Безусловно, пенсионная система беспокоит все общество и вызывает множество вопросов со стороны граждан. Сейчас надо думать о сохранении социального баланса. Изменения в пенсионной системе затрагивают самые широкие слои общества и чувствительны для всех нас, поэтому главная задача сегодня – смягчить этот процесс, – считает Игорь Ляхов. – Эти нововведения неизбежно повлекут за собой ряд изменений, так или иначе касающихся норм трудового права. Сегодня важно сформировать пакет предложений, направленных на совершенствование законодательства в этой сфере».
Как было озвучено на заседании, неизбежность изменений разработчики законопроекта объясняют следующим образом. По данным Росстата численность населения Российской Федерации на 14 июня 2018 года составляет 146,9 млн. человек, из них моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) — 27,254 млн. человек, трудоспособного возраста (16-54 женщины, 16-59 мужчины) – 82,264 млн., старше трудоспособного возраста – 37,362 млн. человек. Сегодня на одного нетрудоспособного приходится 2,2 человека трудоспособного возраста, включая школьников, студентов старше 16 лет. В 1970 году это соотношение составляло 3,7. А соотношение численности занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера (по состоянию на 2016 год) – 1,59.
Количество пенсионеров в Российской Федерации на 1 января 2018 года составляет 46,1 млн. человек или 31,4 % от общего населения страны. Для сравнения – в 2011 году людей пенсионного возраста насчитывалось 41,8 млн. человек.
В Смоленской области численность населения на 1 января 2018 составила 949,3 тыс. человек, работающих – 368,4 тыс. человек, пенсионеров (по состоянию на 26 июня 2018) – 314,5 тыс. человек (33,14%). Соотношение 1 пенсионер на 1,17 работающего.
Как отмечалось, такая ситуация увеличивает финансовую нагрузку на Пенсионный фонд РФ и, соответственно, федеральный бюджет. Так, бюджет Пенсионного фонда РФ на 2018 год утвержден в сумме 8,532 триллионов рублей. Из них объем поступлений страховых взносов составляет 4,693 триллиона рублей. А 3,277 триллиона рублей составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, 20% федерального бюджета (общий объем расходов федерального бюджета составляет 16,591 триллионов рублей) расходуется на поддержку Пенсионного фонда для обеспечения выплаты пенсий. Для сравнения расходы федерального бюджета на национальную оборону составляют 2,771 триллиона рублей, 16 % федерального бюджета. В 2014 году объем поддержки Пенсионного фонда РФ из федерального бюджета составлял 2,410 триллиона рублей. За четыре года (2014-2018) финансирование Пенсионного фонда из федерального бюджета увеличилось на 1 триллион рублей. К 2034 году объем поддержки Пенсионного фонда из федерального бюджета может составить уже 7,5 триллионов рублей.
В сложившейся ситуации сохранять действующий уровень пенсионного обеспечения становится все сложнее, не говоря уже о повышении размера пенсии выше уровня инфляции или переходу к выполнению условий Конвенции Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения».
Инициаторы повышения пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин напоминают про опыт других стран, как Европы, так и СНГ. Так, в Республике Беларусь с 2017 года пенсионный возраст обоих полов каждый год повышается на 0,5 года. К 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, женщины – в 58.
В Казахстане сейчас возраст выхода на пенсию у мужчин – 63 года, у женщин – 58 лет (был увеличен в 2001 году). С 2018 года пенсионный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года до 63 лет к 2027 году.
Россия – последняя из стран СНГ приступила к подобным изменениям пенсионной системы.
По замыслу разработчиков, благодаря поэтапному повышению пенсионного возраста можно будет ежегодно индексировать пенсии более чем в 2 раза по сравнению с инфляцией. В 2019 году повышение в среднем составит 1000 рублей. К 2024 году средний размер пенсии должен вырасти до 20 000 рублей.
Нужно отметить, что активное обсуждение аспектов грядущих изменений в Смоленской области шло на всех четырех площадках. И к моменту собрания итогового совещания список предложений, сформированный на основе работы участников в Вязьме, Рославле и Сафонове был уже довольно обширным. И первым пунктом в нем значилось предложение снизить планку предлагаемого повышения пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и 58 для женщин.
Но как отмечали многие из собравшихся в Смоленске, в профессиях, связанных с тяжелым физическим трудом – например, строительстве или сельском хозяйстве – людям тяжело работать в возрасте. Они чисто физически не смогут выполнять прежнюю работу после 60 лет. Это, например, касается доярок, водителей тяжелых грузовиков. Хотя данная проблема не может быть решена в рамках обсуждаемого законопроекта, в дальнейшем необходимо будет пересмотреть список специальностей, представители которых имеют право досрочного выхода на пенсию.
Еще один момент, который отметили руководители производств, то, что ввиду повышения пенсионного возраста есть риск ухода работников в теневую экономику. В связи с этим им нужно предложить такие условия, чтобы получать официальную зарплату до самой пенсии было выгодно и люди чувствовали себя защищенными, считают выступавшие.
Важным для участников обсуждения оказался и вопрос гарантий для работников предпенсионного возраста, их востребованности на рынке труда. Так, по мнению многих присутствовавших, для того, чтобы заинтересовать бизнес в сохранении и привлечении таких кадров, логичным будет ввести квотирование рабочих мест для «предпенсионников» в обмен на льготы для предприятий.
В результате работы всех четырех площадок сформулирован ряд предложений, которые единым пакетом будут переданы в Государственную Думу на рассмотрение.
Предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, связанных с предполагаемыми изменениями параметров пенсионной системы
1. Ввести в законодательство понятие «гражданин предпенсионного возраста»: женщины в возрасте 55 лет и старше, до назначения пенсии; мужчина в возрасте от 60 лет и старше, до назначения пенсии.
2. Предложить рассмотреть вопрос об установлении для женщин пенсионного возраста не более, чем в 58 лет, а не в 63, как предусмотрено проектом федерального закона, а для мужчин не более, чем в 63 года (а не 65).
3. Для граждан предпенсионного возраста, уволенных с места работы, предусмотреть выплату пособия по безработице в размере не менее размера прожиточного минимума пенсионера. При этом данное пособие должно выплачиваться до момента трудоустройства или до назначения пенсии по старости (в случае невозможности трудоустройства).
4. Закрепить законодательно предлагаемые параметры увеличения пенсий не менее, чем в два раза выше уровня инфляции, озвученные членами Правительства РФ.
5. Возобновить направление на финансирование накопительной пенсии граждан 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса на обязательное пенсионное страхование («разморозить» формирование накопительной пенсии).
6. Сохранить пенсионный возраст 55 лет для женщин с тремя и более детьми.
7. Внести поправки в проект закона, предусматривающие включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных не только статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», но и статьей 12 указанного закона (для получения права на досрочную пенсию при страховом стаже 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин необходимо предусмотреть включение в стаж периодов службы в армии, ухода за ребенком и т.д.).
8. В связи с планируемым повышением пенсионного возраста предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об уточнении списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
9. Предложить внести изменения в Трудовой кодекс РФ, предусматривающие обязанность работодателей уведомлять Государственные инспекции труда об увольнении сотрудников предпенсионного возраста.
10. Установить налоговые льготы для работодателей, использующих труд граждан, достигших возраста 60 лет.
11. Предусмотреть в Трудовом кодексе РФ регламентацию возможности увольнения работников государственных (муниципальных) органов, государственных (муниципальных) учреждений и предприятий в возрасте старше 50 лет только при условии их обучения за счет государственных средств по программе профессиональной переподготовки, выбранной работником.
12. Рассмотреть вопрос о привязке действующих льгот для пенсионеров к возрасту для женщин с 55 лет, для мужчин с 60 лет, а не к возрасту выхода на пенсию.
13. Сохранить право на досрочный выход на пенсию для медицинских, педагогических и творческих работников в соответствии с действующим законодательством.
14. Предложить внести изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие установление тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22%, вне зависимости от предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в настоящее время для сумм свыше 1 млн. 21 тыс. руб. тариф страхового взноса составляет 10%).
15. Установить для работодателей, численность работников у которых превышает 100 человек, квоту для приема на работу лиц предпенсионного возраста.
16. В целях пополнения банка данных о существующих вакансиях, внести изменения в административные регламенты работы Центров занятости в части упрощения порядка регистрации организаций, индивидуальных предпринимателей в качестве работодателей, использовать возможности online коммуникаций при работе центров занятости с работодателями.
Все эти предложения возникли в процессе дискуссий. Сейчас по ним ведется работа юридического и лингвистического характера, анализируется возможность внесения необходимых изменений и дополнений. Данный пакет предложений будет утвержден на региональной партийной конференции.
Все высказанные смолянами предложения по совершенствованию пенсионных изменений до 15 сентября будут переданы на рассмотрение в Государственную Думу.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.