Пятьдесят оттенков… измены


Пятьдесят оттенков… измены

Смоленский драматический театр несколько лет не ставил на Большой сцене психологически сложные спектакли с «двойным дном», в аллегорической форме раскрывающие историю духовной болезни современного общества.

Комедия «Люби меня люби», поставленная главным режиссером драмтеатра, заслуженным деятелем Республики Беларусь Виталием Барковским по пьесе израильского драматурга Аркадия Крумера, — долгожданное, остросоциальное и высокохудожественное событие в плане формы и содержания, предъявляющее счет той деформации, которая присутствует в отношениях человека и социума.

«Постановка будет небезынтересной, поскольку в ней не напрямую, а опосредованно пойдет разговор об акте распада души, — считает Виталий Михайлович. — Я хочу поговорить о проблеме человеческой мутации. О перерождении современного человека в его отношении к морали и духовности, когда целый свод выработанных человечеством нравственных ориентиров остается за бортом. Что-то произошло в обществе, равновесие нарушилось. Деформация звуков, деформация отношений. Все, что производится сегодня, это некачественный продукт! Меня волнует вопрос, почему люди, спасая самое себя, совершают гнусные и подлые поступки? Однако я стараюсь вглядываться в эти процессы с позиции всепрощения и даю зрителю надежду на благоприятный исход. Нет смысла издеваться над теми, над кем поставлен эксперимент. Заслуживает кары тот, кто руководит этим экспериментом…»

По мнению режиссера, «нужно было найти способ говорить об этой проблеме через иносказание и добрую, слегка ироничную улыбку, показав зрителю сомнительный путь, по которому идут наши женщины и мужчины, прожигающие свои живые жизни…».

Как ни парадоксально это звучит, но такой способ был найден — непритязательная, воздушная комедия с философским подтекстом! Барковский решил идти от простого к сложному, завуалировав смехом в постановке «Люби меня люби» откровенную горечь слез.

В авторском варианте пьеса Аркадия Крумера называется более жестко — «Четверо в кровати, не считая пятого».

…Некий предприимчивый человек с «ограниченной совестью» — магистр Ардамус (Александр Кокшаров) – организовал модный «коуч-кооператив», с виртуозной легкостью решающий проблемы «рогатых» мужей и жен, а также их любовниц и любовников. Услуги Ардамуса невероятно востребованы в среде сладострастников. От желающих посетить мастер-класс измен, построенных на профессиональном уровне и по всем законам психологии, отбоя нет! Магистр Ардамус — ловкий ловец душ человеческих и знаток слабостей своих клиентов — заставляет их сполна заплатить за предоставленный пакет услуг особого свойства. Тем временем вопросы совести остаются в стороне…

Самое прискорбное, что речь в постановке идет о превратностях любви в ее современном понимании и восприятии. Как таковой любви нет — само понятие девальвировано, низведено до простейшего физиологического акта. До вульгарной имитации некогда абсолютизированного высокого чувства, на которое способен человек!

Любить в понимании современников — это заниматься сексом. Потреблять, как товар или продукт… человека, получая животное удовольствие. Потреблять, но ничегошеньки не отдавать взамен. Любовь переродилась в удовлетворение интимных потребностей и только. И расплата за эту «нелюбовь», за унаследованные от предков генетические дефекты неизбежна.

В спектакле нет места жестокости, которую обычно предлагает жизнь при анализе подобных, не вызывающих сочувствия человеческих поступков. Постановка легка и воздушна, как неровная траектория порхающей в вечерних сумерках бабочки, которая летит на свет губительного пламени. Она воспринимается и, я бы сказала, легко «усваивается», как… качественный продукт театрального искусства, безболезненно встраиваясь в подсознание.

Декораций в привычном смысле этого слова на сцене нет. Сценография главного художника театра Светланы Архиповой предельно условна, графична (черное-белое) и при всей изысканной простоте глубоко символична.

Шарообразные светящиеся предметы представляют собой и магические кристаллы, в которых можно узреть будущее, и пожирающие «условные единицы» человеческой совести банкоматы, и символы Земли, которая, как известно, круглая.

Прелюбодействуй, потребляй свежую «клубничку» удовольствий, но когда-нибудь наступит неизбежный момент истины. И тогда тайное, высвеченное безжалостными и беспощадными лучами прожекторов, станет явным. Жонглирование чувствами потерпит фиаско.

У нитей, пронзающих пространство сцены, своя символическая история. Это информационные «провода» и потоки, связи и до предела абсурдные отношения, в которых, словно в паутине, запутываются персонажи густонаселенной комедии.

В постановке, иронизирующей над «бременем страстей человеческих», занята добрая половина театральной труппы: народная артистка России Людмила Сичкарева, заслуженные артистки РФ Галина Круть и Инна Флегантова, Вера Дуплий, Ольга Федорова, Екатерина Максимова, Мария Вилюнова, Ирина Лисенкова, Алиса Биличенко, Людмила Моткина, Александр Кокшаров, Юрий Гапеев, Анатолий Бибекин, Константин Юхневич, Александр Кащаев…

Зал взрывается аплодисментами, когда на сцене появляется дерзкая, колоритная и невероятно смешная, азартно приплясывающая в пантомиме танца Галина Круть. Пластическому решению (балетмейстер – Елена Егорова) в спектакле отводится особая роль. Изломанные движения «антигероев» постановки — не что иное, как танец бездушных марионеток, которых невидимый кукловод дергает за незримые нити, заставляя совершать немыслимые пассажи.

Скучающий, но при этом весьма изобретательный кукловод бросает персонажей в хаос объятий, тасует их, как карты, создавая все новые комбинации взаимоотношений, которые базируются отнюдь не на чувствах. На… заветных «уе», способствующих завязке новых измен, адюльтеров и внутрисемейных циничных компромиссов.

Предвестник неизбежной катастрофы чувств — явление на сцене Людмилы Сичкаревой, которая привносит диссонанс в разнузданную скоморошью свистопляску любострастниц и дамских угодников. На хрупкие плечи актрисы возложена совершенно особенная, сентиментальная и одновременно пронзительная миссия. Реплики в никуда этой «пожилой дамы» воспринимаются как некий анахронизм, не свойственный разнузданной цирковой атмосфере. А она всего лишь говорит о любви. Об одиночестве. О прелестях жизни вдвоем, а уж никак не втроем или вчетвером…

Услышат ли «антигерои» комедии хрустальную грусть о навеки утраченном, далеком и прекрасном в дребезжащем звоне колокольчика ее голоса?.. Трудно сказать.

«Надеюсь, найдутся люди, которые посмотрят на все это безобразие со стороны и поймут: мы ведем бессовестное существование, преступное по отношению к своему будущему, — говорит Виталий Барковский. — Стать человеком — большой труд, изначально «человеками» становятся в семье… Все эти тайные смыслы присутствуют в спектакле «Люби меня люби», существуя на уровне подсознания, воздействуя на зрителя через полные очарования диалоги, поступки, сомнения и мелкие радости до слез. Беда в том, что мы постепенно отдаляемся от истинных ценностей. Их подмена приведет к количественным и качественным изменениям в человеке и обществе, и нужно предотвратить этот разрушительный процесс, проявляющийся пока еще как треск в наушниках в момент трансляции пагубной информации».

Премьера спектакля состоялась 22 февраля.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.