По каким критериям будут закрывать институты


По каким критериям будут закрывать институты
«Очевидно, что общее количество вузов превосходит все разумные рамки, – заявил на заседании «Открытого правительства» премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. – Карфаген должен быть разрушен. Значительная часть вузов, которая не отвечает современным критериям, должна быть перепрофилирована или закрыта».

Реформа

После заявления Медведева началось активное обсуждение предстоящей реформы высшего образования. Число высших учебных заведений в России с каждым годом увеличивается. Во времена СССР было 600 вузов на 240 миллионов жителей, сейчас – 3000 вузов на 140 миллионов. Если дела пойдут так и дальше, то каждый десятый будет иметь высшее образование. С одной стороны, это неплохо: образованный человек всегда лучше необразованного. Но в России тысячи менеджеров, юристов, экономистов не могут после окончания вузов найти работу по специальности, идут продавцами в киоски, супермаркеты. Ну и что? Конечно, у дипломированных специалистов есть разочарования, но многие из них, не поступив на бюджетные места, учились в платных вузах. Пострадали кошельки родителей. Это бесспорно. Но, с другой стороны, за пять лет учёбы чада подросли, поумнели, получили какие-то знания и, возможно, тем самым ушли от влияния дурных компаний. За это стоило заплатить. «Конечно, Медведев не открыл Америки, сказав, что большинство вузов не соответствует тем жёстким требованиям, которые должны предъявляться к такого рода учебным заведениям, – считает ректор Смоленского гуманитарного университета, профессор, доктор наук, член экспертного совета по образованию Госдумы РФ Николай Мажар. – Вузы разные: есть очень хорошие, есть плохие. Но не исключено, что реформа высшего образования сведётся только к ликвидации большинства вузов, как не отвечающих демографическим реалиям и задачам развития страны».

Проблема

«Возникает по меньшей мере два вопроса: какие вузы подлежат ликвидации и каким образом будет производиться оценка качества образования в том или ином высшем учебном заведении? – говорит ректор Смоленского государственного института искусств Елена Горбылёва. – Критерии и нормы отсутствуют. Боюсь, что начнётся просто очередная кампания по сокращению, а это у нас умеют делать! Нельзя ущемлять права абитуриентов. Вузы в регионах, конечно, не могут состязаться со столичными. Но молодые люди должны иметь возможность учиться недалеко от дома, не у всех есть финансовые возможности содержать детей-студентов, обучающихся в Москве, Санкт-Петербурге и так далее».

Сокращение нужно, но только в разумных пределах, считает Горбылёва. Надо ориентироваться на востребованность учебного заведения среди абитуриентов, аккредитационные показатели, учебную базу, условия для проживания студентов – наличие общежития и качество образования.
«А что такое качество? К этому вопросу можно подойти по-разному, – размышляет заместитель директора Смоленского филиала финансового университета при правительстве РФ Игорь Алфимов. – Боюсь, что подойдут к сокращению огульно, ради галочки начнут косить вузы. Подход должен быть индивидуальным, брать объективные критерии при оценке вузов: наличие материальной базы, профессорско-преподавательский состав. Конечно, с вузами, которые не дают знаний, а лишь наживаются на студентах, надо что-то делать. Я видел, когда в однокомнатной квартире находилось сразу три высших учебных заведения. Это полный беспредел. Но в борьбе с этим злом как бы не выплеснуть ребёнка. Боюсь, что в этой войне не поздоровится больше всего негосударственным вузам, многие из которых дают высококачественное образование».

Преподаватели

В советские времена профессорско-преподавательского персонала в вузах было 240 тысяч человек, сейчас – 340 тысяч. Рост незначительный по сравнению с нашими днями, хотя число вузов увеличилось в пять раз! Открытие новых вузов, филиалов становится возможным благодаря тому, что преподаватели соглашаются вести занятия сразу в нескольких учебных заведениях. «Преподаватели вынуждены этим заниматься, – подчёркивает Елена Горбылёва, – потому что зарплаты невысокие, а у всех семьи». «Но у преподавателей не хватает времени, чтобы пополнять свои знания и умения, необходимые для развития современной науки. От этого страдает качество подготовки специалистов», – считает доктор наук Михаил Фёдоров.

Закроют филиалы?

«Говорят, что прежде всего закроют филиалы! При чём тут они? Нашему филиалу 80 лет, мы начали подготовку экономистов, когда их ещё и МГУ не выпускал, – говорит Игорь Алфимов. – Нельзя сокращать ради сокращения. Такую реформу высшей школы не приемлю».
«Если реформа высшей школы будет состоять из одного сокращения вузов, то так поступать нельзя, – уверен Николай Мажар. – Но и дальше терпеть, что из вузов выходят безграмотные специалисты, тоже нельзя. Надо помогать высшей школе, а то может получиться так, что число вузов уменьшится и только по блату или благодаря большим деньгам можно будет получить высшее образование».

Владимир Елисеев, студент:

– Я перешёл на второй курс одного из международных вузов, чей филиал находится в Смоленске. Почему институт называется международным, не знаю. Но только в нашем филиале учатся не менее 400 студентов; естественно, обучение платное. Если будут закрывать вузы, то сможем ли мы доучиться? Сейчас студенты негосударственных вузов, их филиалов очень обеспокоены тем, что институты закроют. Мы не виноваты, что расплодили столько заведений, но они ведь имеют аккредитацию, значит, государство должно дать возможность нам закончить учёбу.

Ольга ЧУЛКОВА

Смоленская газета

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.