Новый Чацкий по-смоленски. Впервые на отечественной сцене!


Новый Чацкий по-смоленски. Впервые на отечественной сцене!

14 мая на сцене смоленского театра кукол имени Светильникова состоится премьера спектакля «Чацкий. Возвращение в Москву».

— Уникальность нашей постановки в том, что она синтезирует два произведения – «Горе от ума» А. С. Грибоедова и продолжение комедии Грибоедова, написанное графиней Евдокией Ростопчиной «Возврат Чацкого в Москву после 25-летней разлуки», — говорит художественный руководитель народного драматического театра СГМУ «Зеркало», доцент философских наук Сергей Синицын. — Сама пьеса Евдокии Ростопчиной поразительная! У нее очень странная судьба. Это виртуозно написанное произведение никогда ранее не ставилось на сцене – наверное, потому, что было очень смелым. Когда я прочел эту пьесу, возникло ощущение, что она была создана в наши дни, а не в XIX веке. Все те же горячие споры о России, узнаваемые персонажи. Совпадения не случайны, они актуальны и сейчас.

Спектакль соединит в единое целое все возможности современного театра — драматургию, хореографию, вокал, владение сценическим оружием, объемную проекцию, современные возможности театрального звука и света. Уникальность постановки народного драмтеатра «Зеркало» еще и в том, что, благодаря победе в конкурсе «Фонда Президентских Грантов-2018», над спектаклем работает блестящий постановочный коллектив (Людмила Лисюкова — сценическая речь, Елена Егорова — сценический танец, Игорь Голубев — сценический бой, Анастасия Шведова — сценический костюм, Никита Степанов — сценический вокал, Дмитрий Родионенков — художественное решение сцены).

«Чацкий. Возвращение в Москву» наглядно продемонстрирует, КАК самодеятельный, народный театр превращается в профессиональный, выходит на новый качественный уровень.

Постановка по своей сценографии и решению костюмов, а главное, по своей философии — это не тяготение к реконструкции нравов XIX века, а «пронзительная правда жизни» — здесь и сейчас! И правда эта иногда кажется смешной, иногда — горькой, вызывающей жалость, а порой – гнев, недоумение и отчаяние.

Сама идея работы студентов – медиков и Сергея Синицына заключается в максимальном приближении сценического действа к напряженному и сложному бытию современного человека.

— Лично для меня явилось откровением, что Евдокия Петровна Ростопчина – известный русский филолог, поэтесса — выступила в новом качестве, в роли серьезного драматурга и мыслителя, — не скрывает Сергей Синицын. — Казалось бы, автор произведения – женщина, но самое удивительное, что в ее пьесе лирической составляющей… вообще нет. Зато сколько в ней интеллектуального, философичного! На фоне Ростопчиной Грибоедов — романтик!

Захотелось разрушить предвзятое представление о классике, отбросить в сторону «нафталин» штампов – «темное царство Фамусова» и т.п., и показать героев произведения как наших современников, живых людей.

Мне всегда исподволь Софья нравилась. Интриганка, стерва! Многогранный, сложный образ. Кстати, Ростопчина, не жалует Софью, которая по-своему права – у нее своя точка зрения на героя Грибоедова, представляющегося ей смешным и нелепым. В ее пьесе, в противовес Софьи, фигурирует княгиня Цветкова (Евдокия Петровна писала ее с себя), которая в финале привечает Чацкого. Да и Чацкий Ростопчиной, в сущности, не герой. Тот же Онегин, но — блещущий интеллектом, и абсолютно не любящий Софью. Чацкий любит себя!

При более близком знакомстве с драматургическим материалом усомнились в Чацком и мои студенты: «Здесь нет здесь любви, а без нее спектакль скучен!» Тогда-то я и решил ввести в постановку любовные грибоедовские «треугольники» — интерлюдии, которые придадут спектаклю новое, актуальное звучание. Ведь в современном обществе, где процветает эгоизм и высокомерие, тоже… играют в любовь, забывая о том, что любовь – дар божий, не каждому уготованный.

«Препарировав» пьесу, разобрав ее детально, я с удивлением понял, что ничего не знал о Грибоедове…

В свое время Евдокия Ростопчина в качестве эпиграфа к своему произведению взяла девиз «Долой маски!» Именно поэтому однозначного ответа на вопрос «Всегда ли в этом мире торжествуют истина и добро?», в спектакле нет. Его создатели решают другую задачу: показать, как тонка грань между трагедией и комедией, и что исход развития событий — это не всегда выбор человека. Даже если этот человек опытный и искушенный игрок.
— Финал спектакля будет непредсказуем, — обещает Сергей Синицын.

Напоминаем: премьерные показы пройдут 14, 15 и 16 мая. Начало в 18.00.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.