«На небе — рай, на земле — Валдай». Впечатление смолянки об отдыхе на новгородской земле


«На небе — рай, на земле — Валдай». Впечатление смолянки об отдыхе на новгородской земле

От Смоленска до Валдая по прямой — 363 км, однако, чтобы добраться в этот «земной рай» на автомобиле, придется преодолеть почти в два раза больший путь — 618 км. Нашему автобусу на это потребовалось 9 часов, потому что, свернув с практически безупречного полотна трассы М1, мы попали на «боевые» новодугинские и сычевские дороги. Память тут же услужливо подбросила строчки из пушкинского «Евгения Онегина»: «Теперь у нас дороги плохи, мосты забытые гниют…» А в районе Вазузского водохранилища — питьевой житницы Москвы — ждало еще одно испытание — нашему автогиганту пришлось продираться сквозь многокилометровый слой густого клейстерного тумана.

Однако забрезжившее утро предоставило приятный бонус, позволив насобирать новых впечатлений, рассматривая домишки новгородских деревень. Стало понятно — народ здесь живет совсем небогато: не наблюдалось ни респектабельных двухэтажных строений, ни заборов из металлопрофиля, ни черепичных крыш. А пределом мечтаний жителей Валдая и его окрестностей, как выяснилось позднее, стала зарплата в размере «минимально прожиточных» 10 — 15 тысяч рублей.

Рядом с кафешкой, в которой мы завтракали, в небольшом, но очень чистеньком провинциальном Валдае, обнаружилась скамейка, на высокой ажурной спинке которой красовалось: «На небе — рай, на земле — Валдай».

А неподалеку высился дом с ангелами. У прохожего я узнала, что несколько лет назад возвел это монументальное строение местный художник, но финансовых силенок у него, видимо, не хватило, и теперь так и не достроенный «дом его мечты» начал приходить в запустение. Впрочем, внутри домовладения все же теплилась жизнь — из трубы на крыше струился едва заметный дымок.

О Мшенских чудо-родниках

О других чудесах валдайской земли я расспросила экскурсовода Ирину Андреевну Моисееву. Выяснилось, что мохнатых крокодилов, способных, как медведи, зимовать в норах, о которых недавно рассказывал один из российских ТВ-каналов, в новгородских водоемах местными жителями замечено не было. А огромное чудище-юдище, живущее в Валдайском озере и портящее рыбацкие сети, повержено еще несколько столетий назад настоятелем здешнего монастыря. Он взял с собой икону Иверской Божией Матери, большой крест и доплыл на лодке в сопровождении двух монахов на середину озера. Прочитал молитву и освятил водоем, бросив крест в воду. Озеро с той поры начали называть Святым, а монастырь — Святоозерским.

Посоветовала Ирина Андреевна обязательно приехать на Валдай еще раз, чтобы наведаться на святой источник Теунок, что по дороге на Рощино, вблизи протоки, соединяющей озеро Ужин с озером Голова. Вода в роднике считается целебной, излечивает глазные болезни.
Нельзя не побывать и на Мшенских «бездонных» родоновых родниках, которые попали в сферу внимания самого Николая Рериха. Там установлена памятная доска со словами Н. К. Рериха из его очерка: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила, Русь верит и ждет».
К слову, только у бесплодных семей с официально поставленным диагнозом после употребления мшенской чудо-воды было зафиксировано 27 случаев исцеления от этой беды. Вот такое на валдайской земле «оптимальное жизненное пространство».

«Делай поконфетистей»!

И специально для читателей «РП» Ирина Андреевна раскрыла старинный «секретный» рецепт валдайского фирменного пирога с конфетами-подушечками:
«Вам потребуется дрожжевое тесто, из которого раскатывается лепешка и укладывается на противень. А сверху -в шахматном порядке — разрезанные пополам квадратные карамельки, чтобы начинка начала выливаться наружу. Причем подушечек должно быть много. Как меня всегда просит внучка: «Бабушка, делай поконфетистей!» Затем всю эту красоту заливаем сметаной, взбитой с небольшим количеством сахара и яйцом. Выпекаем в духовке, но лучше, конечно, в печке (до готовности).

Теперь вы можете удивить гостей оригинальным пирогом по валдайскому рецепту. Попробуйте, очень вкусно!»

А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» писал о Валдае: «Сей городок достопамятен в рассуждении любовного расположения его жителей, а особливо женщин незамужних. Кто не бывал в Валдаях, кто не знает валдайских баранок и валдайских разрумяненных девок? Всякого проезжающего наглые валдайские и стыд сотрясшие девки останавливают и стараются возжигать в путешественнике любострастие, воспользоваться его щедротами на счет своего целомудрия».

В растлении нравов, видимо, была «виновата» проходящая через Валдай главная дорога страны, связывающая Санкт-Петербург и Москву. По ней нескончаемым потоком мчались не только тройки с мелодичными бубенцами, но и двигались многочисленные повозки и обозы, груженные снедью, мануфактурой и всякой всячиной.

К слову, путешественник в то время оплачивал время в пути, которое засекал на часах, висевших на спине у ямщика. Вот такая была почасовая тарификация…

Однако Радищеву почему-то верить совсем не хочется, ведь у каждого «туриста» свои субъективные впечатления. Может быть, Александра Николаевича смутили продавщицы знаменитых валдайских баранок, которые пекли из муки-крупчатки, только с четверга на пятницу и с соблюдением особых секретных ритуалов. Торговали же этой фирменной и очень вкусной снедью самые красивые девки, а потому за свое кулинарное искусство брали недешево. Чтобы получить связку валдайских баранок, требовалось заплатить целый серебряный рубль, а в качестве бонуса девушка-красавица дарила зачарованному страннику свой поцелуй… через дырку в бублике, не касаясь его губами.

Впрочем, Александру Радищеву вторит и Александр Пушкин: «У податливых крестьянок/; (Чем и славится Валдай)/; К чаю накупи баранок/; И скорее поезжай».

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь на острове Валдайского озера. Основан патриархом Никоном в середине XVII века.

Во всех зданиях монастыря — центральное отопление и водоснабжение. Раньше по уставу в церкви молиться в монастыре нужно было 7 — 8 раз в день, сегодня — 2 раза (утром и вечером). У каждого живущего здесь — свое послушание. Монастырю разрешено крестить, венчать, освящать дома и машины. Есть плодовый сад, пруд с рыбой, теплицы, грядки. А еще коза, овца и даже страус. Красота вокруг удивительная! Чего только стоит 250-летний могучий дуб, на который каждые утро и вечер можно любоваться из пятиметровой монашеской кельи.

Неподалеку — Рябиновый остров, на котором до сих пор муравьи строят свои полутораметровые «дома-высотки». И раньше монахам, которых отправляли в царство этих вездесущих насекомых «за испытаниями за непослушание», приходилось ночевать на деревьях, чтобы спастись от бесчисленной братии, жалящей муравьиной кислотой. Мураши в этом экологическом раю продолжают прекрасно плодиться и размножаться.

«Нам бы солнышка побольше, а все остальное у нас есть», — говорят жители «воднообильного и природоцарственного» города Валдай, численность населения которого чуть больше 14 тысяч человек. Архитектура XVII века, которую называли дивным узорочьем, многочисленные церкви и монастыри, целебные источники, а еще — креативные идеи.

В Валдае, например, есть свой… «пешеходный метрополитен», надземные станции которого расположены в местах главных городских достопримечательностей. И в качестве валдайского сувенира можно привезти вот такой жетон… метро.

Похожие новости:

Хочешь быть в курсе последних новостей Смоленска?
Подпишись на обновления сайта по RSS новости смоленскаRSS, RSS новости смоленскаEmail или twitter новости смоленскаTwitter

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: