Муниципалитеты раскошелятся на капремонт


Муниципалитеты раскошелятся на капремонт

Скоро жильцам многоквартирных домов, давно нуждающихся в капитальном ремонте, не придется искать правду в суде.

Правительство и Комитет Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ поддержали законопроект Минстроя о внесении поправок в Жилищный кодекс, согласно которым муниципалитеты обяжут сделать за бюджетный счет капитальный ремонт в домах, где он должен был быть проведен по ранее утвержденным графикам еще до приватизации первого жилого помещения. Так государство признало задолженности, которые числились за муниципалитетами, обязанными провести капремонты до начала передачи квартир в собственность жильцов. По сути, в законопроекте речь идет о многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 1991 года.

Закон вместо ажиотажа

4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал Закон «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», который предусматривал «бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде». А с 23 декабря 1992 г. Закон носит название «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и действует до сих пор с изменениями и дополнениями.

Четверть века назад в общем ажиотаже обретения недвижимости было как-то не принято вспоминать о том, что квартира новому владельцу должна была передаваться только после того, как МКД, где она находится, пройдет капитальный ремонт. Ответственность за его проведение и тогда возлагалась на государство как собственника помещения. К моменту начала бесплатной приватизации 60% российского жилищного фонда остро нуждалось в капремонте. Но экономическая пропасть, в которую рухнула страна в тот период, продиктовала свои условия. Власть стремилась быстрее избавиться от «непрофильных активов», поэтому жесткие требования 16-й статьи федерального «приватизационного» закона, регламентирующие, в каком состоянии жилье следует передавать собственникам, как всегда были компенсированы необязательностью их исполнения. Поэтому старые дома «пускали с молотка», если только они не были служебными, общежитиями и не признаны аварийными. Расчет прост: когда МКД станут частными, то их капремонт будет проблемой уже для самих владельцев квартир. Так бы оно и получилось, но… Инфляция, рост тарифов на коммунальные услуги, реальное снижение доходов населения заставили людей вспомнить про старые долги. В результате суды оказались завалены исковыми заявлениями о проведении капремонтов. И правильно, ведь закон всегда стоял на стороне собственников приватизированных квартир, а Жилищный кодекс РФ никогда не возлагал на них проведение капремонта за собственный счет, если он требовался до или на этапе приватизации.

— Сегодня активные собственники все чаще обращаются в суды, требуя от муниципалитетов исполнения обязательств по содержанию домов до передачи их в собственность жильцам в ходе приватизации. Однако судебная практика сейчас неоднородная, — прокомментировал ситуацию заместитель главы Минстроя России Андрей Чибис.

По «букве» нового закона на муниципалитеты возложена обязанность перечислять необходимые средства на капремонт таких домов на спецсчет или региональному оператору и упраздняется существовавший ранее спор о том, обязан ли он это сделать, переложив проблему на плечи собственников.

Кстати, новый законопроект не отменяет сборов на капремонт с владельцев квартир, но требует при формировании региональной программы включать в нее долго ждущие своей очереди дома в первоочередном порядке.

Надежда на «федералов»

«С одной стороны, я очень рад за смолян – собственников жилья. Возможно, им за счет муниципальных средств компенсируют какую-то долю капитальных взносов. Если же ежемесячные платежи жильцов не изменятся, то они смогут рассчитывать, что в рамках региональной программы в их доме выполнят больший объем работ. Или качественнее, — считает руководитель регионального Центра по вопросам ЖКХ Роман Романов. – С другой стороны, мне совершенно непонятно, где муниципалитеты будут брать деньги. У нас ежегодно возникают сложности с версткой регионального бюджета, что уж говорить о районных.

Поэтому пока я просто не понимаю, как, с финансовой точки зрения, будет выполняться этот закон. Может быть, федеральный центр учтет незавидное состояние муниципалитетов и предусмотрит субсидирование — тогда будет другой разговор».

Говоря о числе многоквартирных домов (МКД) Смоленского региона, которые могут получить финансовую «подпитку» из казны муниципалитетов, Роман Владимирович высказал предположение, расходящееся с мнением большинства федеральных спикеров: «Думаю, что на Смоленщине таких МКД окажется очень немного. Несколько десятков. Почему? Насколько я помню, законопроект увязывается с наличием документальных оснований о необходимости проведения капремонта на момент первой приватизации (1991 года). По данным нашего Центра, такие бумаги есть у считанного числа домов нашего региона. Получится, что этот законопроект будет не совсем актуальным для Смоленщины, но кому-то из смолян, кто ждал капремонт десятилетиями, обязательно повезет».

«Действительно, вызывает очень сильное беспокойство, потянут ли районы такое бремя? Их бюджеты, мягко говоря, очень сжаты. Возьмем хотя бы город Смоленск, где с напрягом изыскивают деньги на капитальные взносы. А ведь есть еще судебные решения! Наверное, сумма по затратам на эти работы уже перевалила за миллиард рублей. Если та информация, о которой пишут СМИ, правдива и никаких коррективов депутаты Госдумы вносить не станут, то без помощи федерального центра нам совершенно точно не обойтись», — считает депутат Смоленской областной Думы Сергей Маслаков.

Представители муниципальных образований и регионального оператора от комментариев по этому поводу воздержались, справедливо сославшись на то, что закон еще не принят. Напомним, что в региональную программу капремонта, рассчитанную на 2014 – 2043 годы, вошли более 6500 многоквартирных домов. Подавляющее большинство из них 85 процентов) были введены в эксплуатацию до 1991 года.

Здесь наш регион укладывается в среднюю статистику по стране. Если исключить информацию Романа Романова (об обязательном наличии документальных оснований на капремонт), то нагрузка на казну муниципалитетов ляжет просто колоссальная. Без федеральной поддержки нам точно не обойтись. Пока же стоит отметить улучшение платежной дисциплины районов, которые перечисляют регоператору деньги за муниципальное жилье. Так, руководитель управления ЖКХ администрации города Смоленска Максим Азаров сообщил, что в текущем году на эти цели предусмотрено 32 млн рублей. Напомним, что в конце прошлого года среди главных должников по капитальным взносам назывались областной центр, Десногорск и Сафоновский район.

«Платежная дисциплина районов улучшается. Сейчас она превышает 90 процентов», — сообщил «РП» исполняющий полномочия гендиректора регионального фонда капремонта Анатолий Телезуев.

КСТАТИ

По итогам первого квартала 2017-го смоляне, аккумулирующие средства на спецсчетах ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний и регоператора, увеличили свой фонд на 1,6 процента. Сейчас эта сумма составляет 241,7 млн. рублей. Что касается поступления средств в «общий котел» (на счет регоператора), то в него по итогам первых трех месяцев текущего года пришло почти 1,5 млрд рублей. Это на 12,8 процента больше, чем по итогам последнего квартала 2016-го. Тем не менее задолженность по взносам за капремонт увеличилась на 10,7 процента и составила 677 млн рублей.

Рабочий путь.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.