Луиджи Фьюмара: «В центре архитектуры должен быть человек»


Луиджи Фьюмара: «В центре архитектуры должен быть человек»

Помните мультипликационную заставку к фильму Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с Легким паром»? Шеренги шагающих строем типовых, лишенных индивидуальности серых домов. Штампованных под копирку «коробок для обуви», построенных в каждом советском городе, будь ты житель Санкт-Петербурга или Москвы.

Быть может, если бы хоть часть домов строили по «штучному» принципу, талантливых людей в нашей стране было бы еще больше. К сожалению, ни в советское время, ни сейчас нет возможности массово возводить оригинальные здания по индивидуальному заказу. И все-таки, давайте немного помечтаем: такое направление в градостроительстве существует!

Органическая архитектура эксклюзивна, она поражает необычной пластикой и потрясающим «чувством места». Дома, одухотворенные их создателем, — живые. Это настоящие «места силы»! Будем знакомы: в гостях у «РП» апологет органической архитектуры Луиджи Фьюмара, член Швейцарской ассоциации архитекторов и инженеров, почетный профессор Национального Университета строительства и архитектуры (Киев, Украина).

Луиджи Фьюмара убежден: в центре архитектуры должен быть ЧЕЛОВЕК, его внутренний мир, а не изнурительная борьба за экономию тепла, воды и света.

— Что такое органическая архитектура, как она влияет на человека и в чем ее плюсы?

— Это направление в архитектуре, которое возникло более ста лет назад в Европе и Америке. Идею создания зданий, похожих на живые организмы, первыми воплотили Фрэнк Ллойд Райд, Антонио Гауди и Рудольф Штайнер. Современное градостроительство нуждается в переосмыслении, и органическая архитектура предлагает именно такой альтернативный взгляд.

Сегодня смысл проектирования зданий и вообще человеческой жизни не должен сводиться к борьбе за существование и элементарную экономию тепла, электричества и воды. Эти необходимые функции остались в прошлом веке — человека нельзя загонять в уродливые, противоестественные рамки неэкологичного пространства!

В органической архитектуре четко прослеживается основной принцип: присутствие живой связи между архитектурным объектом, природой и внутренним миром человеком. Она создана для того, чтобы наполнить смыслом и творческой энергией человеческое существование. Здесь ощущение психологического комфорта, эмоциональное переживание высокого качества жизни, гармонии, света и пространства совершенно иные. В таких домах ты чувствуешь себя принципиально иначе.

Органическая архитектура использует множество решений для создания НАСТРОЕНИЯ. Она уходит от привычных шаблонов — квадратных и прямоугольных форм, формируя необходимые заказчику эмоции и учитывая психологические потребности владельца дома, задачи, которые ему приходится решать. Если это игровая комната для детей — нужно создать так называемое «приемное» пространство: у атмосферы игровой комнаты веселое, теплое, дружеское настроение.

Возьмем банковский офис — здесь архитектор работает над атмосферой, которая помогает сосредоточиться. Выверено статистикой: люди действительно реагируют на особенности окружающего их пространства и ведут себя соответственно — радуются, ощущают внезапный прилив счастья и творческих сил или впадают в депрессию.

Основные принципы Фрэнка Ллойда Райда:

— Здание обязательно должно быть вписано в природу.

— Внешний облик здания должен вытекать из его содержания.

— Гибкая планировка зданий, переливающиеся друг в друга внутренние пространства, связанные с внешним миром ленточным остеклением.

— Применение в архитектуре природных материалов.

— Насколько я поняла, средства органической архитектуры способствуют индивидуальному развитию личности?

— Да! Сегодня каждый из нас в идеале хочет быть свободным и подогнать пространство, в котором живет, под себя и свою неповторимую индивидуальность. Именно через архитектуру с ярко выраженным характером передается ощущение повышенного внимания к человеку. Когда человек чувствует эту заботу, он начнет развивать в себе только положительные качества.

— В одном из ваших интервью прочитала, что массовая, стандартная архитектура способна порождать у человека депрессию. Вы упоминали, что в местах с монотонной, однообразной застройкой уровень преступности выше, чем в районах с органической архитектурой…

— Известны случаи, когда из-за высокого уровня преступности в муниципальных районах депрессивная застройка полностью шла под снос. И дело не в этажности зданий, а во взаимодействии и взаимосвязи форм, утрате гармонии. В 1980-х годах немецкие железнодорожники натерпелись от вандалов, выводивших вагоны из строя. Они не знали, как справиться с этой проблемой! Однажды дизайнер железнодорожной компании предложил провести эксперимент: «Давайте в дизайне вагонов попробуем ориентироваться на человека». Железнодорожники пригласили проектировщиков из Штутгарта, и те сделали прототип вагона с учетом психологических факторов и более приемлемой цветовой разработкой. Экспериментальные электрички побежали по веткам. И вандализм… заметно снизился! У молодежи иссякло желание разрушать, портить обстановку. Люди осознали: о них заботятся, относятся к пассажирам с любовью.

У меня тоже есть опыт подобного рода. В одной из школ Санкт-Петербурга возникла сложная ситуация с детьми. Почему-то ученики нагло и агрессивно вели себя в школьной гардеробной. В классах дети были спокойными и тихими, а в гардеробной постоянно случались драки и ссоры. Я понял, почему это происходит. Старая мебель, обшарпанные стены, давящие потолки… Попробовал реконструировать гардеробную – предложил эргономичную мебель, заменил плитку на другую — жизнерадостную, теплую по цветовой гамме. Выполнил потолок в виде полусферы. Произошло маленькое чудо! Учителя рассказывали, что эмоциональный настрой детей изменился — в уютной гардеробной воцарились мир и покой.

Когда человек видит вокруг себя негуманное пространство, он неизбежно выражает протест. Люди подсознательно переносят накопившуюся агрессию на окружающие их предметы и уничтожают их. Тот же алкоголизм — это ярко выраженное отсутствие видения перспективы. Серость, унылость форм, разруха — все эти факторы в совокупности провоцируют социальную депрессию.

— Интересна ли россиянам органическая архитектура? Если да, то чем это обусловлено?

— Интерес есть, и большой. Я преподавал в разных российских вузах: в Самаре, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Казани — и всегда встречал единомышленников – студентов и заказчиков, которые чувствуют, что именно такая архитектура соответствует их потребностям и представлениям о жизни.

В той же Швейцарии и Германии люди настороженно относятся ко всему новому, а менталитету россиян свойственны повышенная эмоциональность и большее, нежели в других странах, стремление к индивидуальности. Русские люди сумели сохранить тонкую духовную связь с природой в традициях и культуре, только в России говорят: «Поедем за город отдохнуть». И сама российская природа еще не трансформирована человеком, она девственна по своей сути.

В Германии, да и в других европейских странах, человеку сложнее сохранить природную связь с окружающим пространством в силу развитой интеллектуальности, неизбежного отрыва от корней. Именно поэтому для архитектуры европейцев характерны излишняя функциональность, жесткость, холодность и абстрактность.

— А как принципы эксклюзивной органической архитектуры сочетаются с типовой застройкой?

— Массовая застройка и органическая архитектура — антагонисты. Да и сами люди лишь в силу сложившихся обстоятельств мирятся с градостроительством по шаблону, понимая, насколько все это некрасиво и идет вразрез с эстетическими представлениями о прекрасном. Хотя принципы органической архитектуры могут сочетаться с массовой застройкой, вопрос, как подойти к массовой застройке! Опыт строительства в Германии в 80 — 90-х годах так называемых «социальных» кварталов высокого качества, нестандартных по планировке, показал, насколько популярна органическая архитектура.

Один из комплексных проектов «социальных эко-поселений» я осуществил в Дорнахе (Швейцария). Эко-поселения — это реализация мечты человека о жизни в согласии с окружающим миром, территория индивидуальной свободы, внутренней гармонии и комфорта.

— Но ведь наверняка «штучные» проекты невыгодны массовому градостроительству? Особенно в условиях депрессивной экономики…

— К сожалению, из-за экономического кризиса в 2008 году ряд интересных проектов пришлось приостановить. Надеюсь, в будущем архитекторам удастся оживить концепцию этих микрорайонов и воплотить смелые идеи. Вопрос в том, насколько люди хотят изменить свою жизнь.

К тому же в Европе запрещено строить шаблонные здания низкого качества, которые не вписываются в ландшафт. И мне, как архитектору, не так уж и сложно осуществлять яркие решения и видеть свои идеи не только на бумаге.

— Интересно услышать мнение знаменитого итальянского архитектора о градостроительном решении Смоленска.

— Я видел Смоленск мельком — слишком насыщенной была культурная программа. И все же успел отметить: центральная часть города представляет собой один из красивейших центров российских городов, которые мне приходилось видеть. Спокойная планировка, наличие свободного пространства, парки, скверы и пешеходная зона — на мой взгляд, удачное решение. У вас уютно. Хоть я и не люблю сталинскую архитектуру, но совершенно очевидно, что при создании городского пространства его авторы руководствовались главными принципами: брали во внимание гармонию и пропорции. В результате получилось действительно нечто органичное, красивое и максимально комфортное для жизни горожан.

Но я заметил в Смоленске и хаотичные места, где остро ощущается отсутствие градостроительного плана. Новые микрорайоны — холодные, типовые и бездушные. При их создании проектировщики явно руководствовались коммерческим подходом, не учитывая качество пространства и внимание к человеку. Чувствуется, что они находятся в стадии формирования.

— Правда ли, что у вас есть планы построить потрясающий воображение дом и в Смоленске?

— Я не инвестор и пока не могу с определенностью сказать, удастся ли реализовать такой проект в вашем городе. У меня давние связи с Вальдорфской школой, и если в будущем появится реальная возможность осуществить проектирование и строительство подобного здания и в Смоленске, буду очень рад!

— Фантастическая идея…

— Быть может, не фантастическая, но очень красивая. По личному опыту знаю, что построить школу для 200 учеников не просто с точки зрения финансирования. Кстати, я консультирую по вопросам архитектуры и строительства Вальдорфские школы в Италии, Германии, США, Румынии, Украине, России и Индии. Здание двух из них я спроектировал лично, это Вальдорфская школа Tridha в Индии и школа «Реджио Эмилия» в Италии.

— Луиджи, я желаю вам успеха в реализации ваших самых смелых замыслов и надеюсь, что и в нашем городе появится удивительное, совершенно неповторимое и вызывающее восхищение здание. Удачи!
СПРАВКА «РП»

В течение нескольких лет АНО «Центр целостного развития человека «Меркурий Смоленский» совместно с МБОУ «СШ №2» проводит Открытые родительские конференции в рамках проекта «Путь осознанного родительства». Реализация проекта связана с радикальными переменами, которые произошли в мире за последние 20 — 30 лет. Сегодня требования к родителям изменились, и к этому многие из нас оказались не готовы.

Одним из важнейших моментов развития ребенка является выстраивание взрослыми людьми здорового окружения. В первую очередь это касается архитектуры детсадовских и школьных зданий, их интерьера, дизайна детской комнаты. VI Открытая родительская конференция озвучила тему «Органическая архитектура школьных сооружений: Значение архитектуры в искусстве воспитания». Для этого в Смоленск и был приглашен итальянский архитектор, специалист по органической архитектуре Луиджи Фьюмара. Конференция, включающая в себя как лекционные, так и практические занятия, проходила с 26 по 28 февраля на базе СмолГУ.

Похожие новости:

Хочешь быть в курсе последних новостей Смоленска?
Подпишись на обновления сайта по RSS новости смоленскаRSS, RSS новости смоленскаEmail или twitter новости смоленскаTwitter

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: