«Лед»: Добрая сказка для взрослых детей


«Лед»: Добрая сказка для взрослых детей

В День всех влюбленных на российский экран вышла «валентинка» отечественного производства от режиссера Олега Трофима, спортивная мелодрама с элементами комедии «Лед».

Скажу сразу, без обиняков: трейлер продукта, к которому приложили руку продюсеры канала «Россия-1» и Фонд Кино, получился намного удачнее, чем сама картина «про спорт, мир и любовь». Динамичный, яркий, завораживающий. В остальном «Лед» — очередной призрачный киномиф, сработанная по голливудским лекалам социальная сказка о торжестве правды, которая, тем не менее, понравится зрителям. Вернее, зрительницам.

В фильме доминирует пронзительное женское начало, способное растопить лед даже в самых черствых душах.

«Лед» — история взлета и падения спортивной Золушки: сиротка из Иркутска всем чертям назло добивается успеха благодаря упорному труду и поистине стальному стремлению осуществить детскую мечту. У Нади Лапшиной (Аглая Тарасова) не было ни единого шанса выбиться в Большой спорт: ее добрая фея, тренер Шаталина (Мария Аронова поначалу поступает с ней как злая ведьма.

«Становись на лыжи. Выбраковка!» Но Надя не сдается и всего за месяц (!) из неуклюжей статистки, по сказочным законам киномифа, вырастает в будущую чемпионку. Лапшину ждут Москва и легендарный спортсмен Владимир Леонов (Милош Бикович), и теперь Надя — в шаге от исполнения мечты. Но первая любовь и ошибка партнера безжалостно швыряют ее сначала на лед, а затем на больничную койку. Талантливую девочку ждет не олимпийское «золото», а инвалидная коляска. Ранимая и хрупкая «снежная принцесса» узнает, что такое предательство и равнодушие любимого человека. Леонов предлагает ей «встретиться в другой жизни»…

А другой жизни не будет. Будет вот что: нищета захолустья и медленное угасание в четырех стенах. И тут, как в сказке, в «брежневку» экс-фигуристки врывается хоккеист Саша (Александр Петров) — грубый, обаятельный и смешной. Такой же изгой, как и подававшая большие надежды сирота Надя.

Нестройный по композиционной структуре, рваный и неровный «Лед» и вправду по дисгармонии кинематографической психофизики напоминает Сашу — неотесанного, наивного и косноязычного чудилу, невероятно очаровательного в буйном добродушии нахала. Но… История «спортивной выбраковки» Нади и ее сиделки — хоккеиста на глазах перерастает в историю большой и настоящей любви, которая не знает преград.

Однако не банальный сюжет, нарезка красивых кадров и вызывающая очевидность «белых ниток», торчащих из небрежных швов фильма, раздражают зрителя, готового влюбиться в персонажей «Льда». В России никогда не умели снимать мюзиклы, и все же Трофим на свой страх и риск поставил «Лед» на музыкальные «коньки». Режиссер врезал в фильм хореографические интерлюдии, в которых актеры на голливудский манер кошачьими голосами тянут песни Земфиры, Бутусова и Цоя. В результате получился эдакий наигранный и шаблонный «недомюзикл», нервирующий сильную половину человечества в зале. Хотя…

В конце 1970 — 1980-х мы принимали на ура советские музыкальные фильмы и восторгались мушкетерами и задорной сказкой «Выше радуги» Юнгвальда-Хилькевича. «Лед» залили на большой экран для тех, кто еще не проникся возрастным цинизмом. У наивного по-детски «Льда» есть своя, теплая и светлая душа.

Несмотря на «ходульность» предсказуемых персонажей (эгоистичный и подлый ледяной «принц» Леонов, его беспринципный тренер Сева (Ян Цапник), неотесанная тетка Нади Марго и картонная одномерность главной героини — Аглаи Тарасовой), «Лед» вытягивает на искренность и откровенность яркая игра Марии Ароновой. Ей хочется верить!

Именно таким и должен быть тренер по фигурному катанию — жестким, властным, грубым и сильным. А еще чутким к человеческому страданию и боли.

И, конечно же, Александр Петров, заставивший «Лед» заискриться глубиной эмоций и чувств. Сашка Петрова выглядит на экране реальным пацаном. Неунывающим оболтусом из соседского двора, который верит в сказочную силу оберегов и талисманов.

Он-то, по всей видимости, и станет оберегом «Льда» от неизбежных насмешек критиков, которые встретят в штыки этот фильм, созданный для масс. Для подростков и взрослых детей, что в глубине души верят в чудо. «Лед» — простое и действенное лекарство от депрессии, ты смотришь на экран и неожиданно понимаешь: любовь — есть. И эта крепнущая с каждым эпизодом уверенность отметает на задний план грубо сработанную географическую привязку Иркутска к Байкалу, до которого здесь рукой подать, и неправдоподобное название главного отечественного чемпионата по фигурному катанию — «Кубок льда».

И хоть тема спорта в фильме лишь фабульная декорация для главных действующих «лиц» — Любви и Вере в себя и Волю к победе, — «Лед» пробуждает добрые чувства.

«Лед» — квинтэссенция человеческого бытия, изложенная простым и понятным языком. В ней есть все: предательство и ложь, равнодушие и жестокость, удары судьбы и преодоление неудач. Эта наивная сказка учит никогда не сдаваться, идти вперед к намеченной цели, не страшась болезненных падений и травм. Упал? Вставай. Не бойся «отбросить коньки» — всегда найдется рука, которая тебя поддержит на холодном льду жизни…

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.