Артефакт, подтверждающий визит Малевича в Смоленск, продан за 4,5 миллиона


Артефакт, подтверждающий визит Малевича в Смоленск, продан за 4,5 миллиона

Автор символа ХХ века «Черного квадрата» Казимир Малевич выступал в Смоленске в 1920 году с лекцией о новом искусстве. Это всем известный факт. Однако каких-либо документальных свидетельств этого исторического события до последнего времени в нашем городе не было. Корреспонденту газеты «Рабочий путь» удалось отыскать уникальный документ, подтверждающий тот самый визит Малевича и других известных художников в Смоленск в составе делегации объединения УНОВИС (Утвердители Нового Искусства).

Эта рукописная и пожелтевшая от времени газета-листовка носит название «УНОВИС. ЛИСТОК Витебского Творкома №1. 20 ноября 1920 г.» (формат — 58 х 50 см). Чуть ниже логотипа кособоким почерком вписаны призывы «Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях. Носите черный квадрат как знак мировой экономии. Чертите в ваших мастерских красный квадрат как знак мировой революции искусств. Очищайте площади мирового пространства от всей царящей в ней хаотичности». Листок был отпечатан всего в 5 экземплярах. На аукционе в 2017 году его оценивали в 4,5 млн рублей (в комментарии к этому лоту значилось — редкость, на антикварном рынке не встречается).

Напомним, УНОВИС (Утвердители Нового Искусства) – это авангардное художественное объединение, созданное Малевичем в Витебске в 20-е годы прошлого века. В Смоленске работал филиал УНОВИСа, руководимый живописцем Владиславом Стржеминским и скульптором Катаржиной Кобро, впоследствии виднейшими польскими художниками-авангардистами. Члены витебского творкома (творческого комитета) УНОВИСа активно сотрудничали со своими смоленскими коллегами.

Итак, в нижнем правом углу листовки в рубрике «Рост УНОВИСа (хроника)» читаем:

«17-го октября из Витебска выехал в гор. Смоленск на областную конференцию УНОВИС Цен. Твор. Комитет в составе тт. Малевича, Лисицкого, Хидекеля, Коган и Чашника. Несмотря на самые неблагоприятные условия для организации конференции таковая была открыта 20-го октября при представительствах: вит. творкома, смолен. творкома и зап. фронта. В вопросах конференции было высказано о главнейших положениях в искусстве и культуры России в связи с постановлением съезда пролеткультов.

В дальнейшем конференцией предписано смолтворкому издавать стенную газету для ознакомления широких масс с движением искусства.

——

В Смоленске 21-го октября в зале Исполкома была прочитана К.С. Малевичем лекция «О новом искусстве» для курсантов, красноармейцев и частной публики.

——

Изобретенная трибуна Чашником предложена УНОВИСу поставить на площади города Смоленска, за что уже мастерская сооружений принялась.

——

Лит. Издатом Полит. Управ. Реввоенсовета запфронта выпущен ряд супрематических плакатов по эскизам УНОВИСа.» (орфография первоисточника сохранена).

При чтении листовки всплывает еще один интересный факт. Оказывается на площади в Смоленске собирались ставить знаменитую супрематическую трибуну. Ее чертежи так же присутствуют на листовке. Подпись под ними гласит: «Проект трибуны знака супрематизма Архитектурно-Фактической мастерской училища «УНОВИСА» Ил. Чашник». Илья Чашник создал революционный проект: выносная ажурная стрела с площадкой для оратора должна была парить над митингующими. Впоследствии его революционная пластическая идея была дополнена и модифицирована другим выдающимся творцом русского авангарда Эль Лисицким (уроженец Смоленщины), знаменитая «Ленинская трибуна» которого произвела фурор в Европе и долгое время считалась единоличным творением этого мастера.

Автор: Эдуард Кулемин.

Справка «РП»

Супрематизм (от лат. supremus — высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja — превосходство, главенство) — направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.